Итак, вы планируете совершить сделку в электронном виде. Нужно ли заранее обращаться в Росреестр?
Коротко: да. Перед совершением электронной сделки необходимо уведомить о своём намерении государство. Закон требует от собственника заявления в части выбранного электронного формата — без этого ничего не получится. Такое правило предусмотрено в целях защиты от мошенничества.
— Действующим законодательством установлено, что регистрация перехода права собственности на недвижимость физических лиц на основании заявления, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), допускается только при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) записи о возможности осуществления электронной регистрации, — пояснили в Росреестре.
Согласие о возможности осуществления электронных сделок с недвижимостью с использованием УКЭП необходимо предоставить исключительно на бумажном носителе с личной подписью собственника недвижимости. Подать заявление в Управление Росреестра можно:
1) через многофункциональный центр,
2) по почте. Этот путь сложнее. Заявление нужно будет составлять строго по утвержденной форме. Кроме того, подпись придётся засвидетельствовать нотариально.
Владеете несколькими объектами недвижимости и хотите для сделок по каждому использовать УКЭП? На каждый из объектов недвижимости придётся составить отдельное заявление.
Что будет после подачи заявления?
— При поступлении подобного обращения от заявителя Управление Росреестра сделает соответствующую отметку в реестре недвижимости.
Можно ли зарегистрировать сделку в электронном виде без заявления?
— Отсутствие указанной выше записи повлечёт возврат без рассмотрения представленного на госрегистрацию в электронном виде пакета документов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Что это за случаи?
«Стоит отдельно отметить, что иногда внесение разрешающей электронную регистрацию отметки в ЕГРН не требуется, — рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Ольга Юрченко. — В частности, это случаи, когда электронная подпись выдана Удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты, при совершении сделок в нотариальной форме и представлении документов на регистрацию нотариусами или органами власти и местного самоуправления, а также при использовании информационных технологий взаимодействия кредитных организаций с Росреестром».
Кроме того, собственнику также не нужно писать специального заявления при обращении за госрегистрацией в электронном виде первичного права собственности.
В остальных случаях направлять предварительное уведомление об электронной форме договора необходимо. Перечислим их:
— регистрируется переход права,
— регистрируется прекращение права,
— регистрируется обременение.
Купили квартиру в строящемся доме? Вот здесь мы рассказывали, как зарегистрировать право собственности в электронном виде дольщикам.