Из мебели - старые диваны, стенка советской поры и электроплитка - рабочая, но бесполезная. В доме нет ни света, ни воды, ни газа: отключили за долги, которых, к слову, сам пенсионер не признает. А потому в самодельную печь в чулане - в этом тесном помещении мужчина собирается провести ближайшую зиму - отправляется ненужная ветошь и доски. Чтобы вскипятить чайник и хотя бы немного согреться, Александр Гаранжа разбирает по частям ставшие ненужными хозпостройки.
- Пока имею сарай и забор старый. Еще сгодился бы, чтобы скотину держать, к примеру, но поскольку сейчас, как говорится, не нужно это, на дрова пойдут, - говорит Александр Викторович.
Соседи беспокоятся: самодельная печка - нарушение пожарной безопасности. Одна искра - и старый дом, на двух хозяев, который Александр делит с пожилой четой, вспыхнет как спичка. Но все равно помогают, кто чем может: приносят еду и выгоняют с участка незваных гостей.
- У него в сарае все алкаши местные собирались. Мы приходили, гоняли их. А он да, тут живет иногда, летом жил, печку вон еще одну из кирпичей сложил, - рассказывает соседка Нина Александровна.
- Жена приходит моя, приносит хлеб, суп, чтобы он горячее ел. Больше-то некому, - говорит сосед Рафкат.
Вот так с миру по нитке Александр Гаранжа выживает уже несколько лет. О себе рассказывает: уроженец Магнитогорска. В Красной Башкирии живет с 71-го года. Работал в теплофикации, газовой службе, занимался фермерством. Соседи добавляют: хотел даже открыть собственное дело. Но судьба распорядилась иначе: три года назад из-за болезни потерял одну ногу, позже лишился и второй. Подробностей жизни Александр не раскрывает, говорит лишь, что за 59 лет повидал всякого.
- Приходилось много ходить в город, а транспортного средства на тот момент не было. В зимнее время, конечно, тяжело было. Сначала одну ногу отняли, потом вторая заболела, ну и как-то... Если рассказывать, почему оно так, то история долгая будет. В ней и хорошее было, и плохое - трудности и жизненные, и экономические, - говорит Александр Гаранжа.
Исправить ситуацию можно, уверены в местом сельсовете. Александра не раз устраивали в больницы, а недавно был найден частный центр по уходу за инвалидами. Однако для устройства необходимы не только деньги, но и документы. Оформить их до сих пор не получилось. Пакет гуляет по родственникам, а те, в свою очередь, помогать не спешат. В селе отмечают: у пенсионера есть двое братьев и сын.
- В 2016-м году, когда он начал болеть, пригласили родственников. Сын от него отказался, не приехал. Пытались родственники по брату помочь. Племянница начала суетиться, но что-то начинает и бросает. Сейчас остается эта документация на инвалидность у племянницы. Мы не отказываемся оказать помощь со своей стороны, но и со стороны родственников нужна помощь, - отмечает управляющая делами Краснобашкирского сельсовета Флюза Ибрагимова.
Сегодня за Александром приглядывает сноха, но сил и денег на содержание иждивенца многодетной матери тоже не хватает. Чтобы оформить инвалидность, необходим целый пакет бумаг, а также множество осмотров в разных городах. На все переезды требуются суммы, которых у Светланы просто нет.
- Мы ходили в администрацию в Аскарово, говорят, сами делайте. Мы сами везде возили, сами оплачивали дорогу. Вот сейчас его надо в Белорецк, потом в Сибай везти, инвалидность оформлять. Инвалидность будет, мы хоть в приют его сдадим. Просто сейчас холода, а у него ни воды, ни тепла, - рассказывает Светлана Гаранжа.
После визита нашего корреспондента на ситуацию обратила внимание областная социальная служба Башкортостана. К Александру отправилась группа специалистов. Инвалида, наконец, поставили на учет.
- На данной территории нет отделений социальной помощи на дому, но между тем, чтобы оказать всю помощь обратившемуся, центр социального обслуживания принял на работу сотрудника из числа проживающих в данном населенном пункте жителей. Сейчас все документы собраны, гражданин будет признан нуждающимся в предоставлении услуг на дому, а также станет получать необходимую в рамках законодательства помощь. Окажем помощь и по установлению инвалидности, - пояснила Роза Кузьменко, пресс-секретарь Министерства семьи, труда и социальной защиты населения республики Башкортостан.
Однако изменятся ли условия проживания Александра - неизвестно, ведь сам он из собственного дома переезжать не желает. А принудительное переселение в социальное учреждение возможно только в случае признания его недееспособным. Для этого необходимо медицинское заключение.