За 12 месяцев 2012 года в городе Магнитогорске зарегистрировано 11727 дорожно-транспортных происшествий, в 479 дорожно - транспортных происшествиях погибли 39 человек, в том числе 2 несовершеннолетних ребенка и ранены 543 участника дорожного движения, в том числе 54 ребенка в возрасте до 16 лет.
В 1730 случаях участники оставляли место происшествия. Таким образом, практически каждый седьмой участник дорожного движения покинул место ДТП. У каждого из них были свои «причины».
В 30 происшествиях водители скрывались, оставляя участников дорожного движения, получивших травмы, в беспомощном состоянии, в том числе в двух ДТП со смертельным исходом.
Более 700 водителей разысканы, 537 из которых, были привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ «Оставление водителем места Дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся». Все материалы направлены в мировые суды для принятия решения по степени тяжести каждого из случаев. Законом за такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде лишения права на управление транспортным средством на срок до 18 месяцев, либо административный арест до 15 суток, штрафных санкций для данного вида нарушений нет. Наказание, безусловно, суровое.
Конечно, у водителей, есть шанс, скрыться безнаказанно, и есть право не свидетельствовать против себя. Но при этом надо не забывать, что в данной ситуации есть огромные «минусы». Во-первых, ответственность за оставление места происшествия по наказанию почти аналогична управлению транспортным средством в состоянии опьянения, но даже жестче, так как предусматривает административный арест.
Только представьте, даже трое суток административного ареста вы будете оторваны от семьи, работы, нормальной повседневной жизни! На какой работе Вам засчитают дни отсутствия по уважительной причине? Не говоря уже о том, что если участник дорожного движения работает водителем и может лишиться права на управление. Соответственно есть все шансы потерять работу.
Во-вторых, каждый водитель транспортного средства, застрахован по ОСАГО и в случае ДТП несет ответственность. Конечно, страховая компания оплатит причиненный Вами ущерб. Сумма ущерба будет взыскана с виновника, так как он оставил место дорожно-транспортного происшествия. Это предусмотрено законом, проще говоря, компания выставит регрессный иск, и сумма по регрессному иску может быть даже вдвое выше причиненного ущерба, в связи с дополнительными расходами компании на сопровождение дела. К тому же, на следующий год в отношении страхователя будет применен повышающий коэффициент.
В-третьих, не стоит забывать просто и о совести. Получается, что водитель, уехавший с места происшествия, откровенно пренебрег должным уважением ко второму участнику, с которым, рано и поздно, придется встретиться и посмотреть в глаза при разборе происшествия. Но всегда «внутренний голос» говорит: - «А вдруг не найдут?». Да, конечно, может и такое быть, но скольких переживаний это стоит нормальному человеку!
В этой ситуации самый простой выход - просто все сделать так, как предусматривает закон: остаться на месте происшествия, даже, если Вы задели машину, стоящую без водителя, позвонить в ГИБДД, вызвать сотрудников и оформить все надлежащим образом, пусть даже без второго участника, который обнаружит повреждения позже. При этом все «минусы» превращаются в «плюсы»: и водительское удостоверение «в кармане», и деньги целы, честь и достоинство не пострадало, и людям в глаза не стыдно смотреть.
Наглядный пример тому, два случая, последствий которых можно было избежать.
Молодая девушка, двигаясь на новенькой «Мазде» по межквартальному проезду, задела зеркалом припаркованный автомобиль «Шевроле». Остановилась, посмотрела: водителя нет, вроде ни одной «живой души», ну и ладно, подумала она. Но при осмотре места происшествия, подошла бабуля, которая сообщила: «Сынок, вот сижу я окна весь день, сижу и вижу…». В итоге девушка лишена права на управление транспортным средством сроком на 14 месяцев со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новенькая «Мазда» продана, так как больше года на автомобиле ездить просто некому, не пылиться же ей на стоянке.
Другой случай: мужчина, средних лет двигался на старенькой «шестерке» по дороге, задел припаркованный автомобиль «Приора», притормозил, покрутил головой по сторонам - водителя в «Приоре» и нет, с кем общаться? А в автомобиле «Лада - Приора» был установлен видеорегистратор, запись которого послужила неоспоримым доказательством в суде. В итоге виновнику был назначен административный арест 5 суток. И таких примеров великое множество.
Простой практический совет, в заключение. Просто хотелось обратиться к огромному количеству участников дорожного движения. Если Вы стали участником дорожно-транспортного происшествия, если Вы торопитесь, как всегда и есть неотложные дела, как вам кажется, как себя вести, конечно, выбирать Вам, пусть это будет на вашей совести. Но при этом не забывайте об обязанностях, предусмотренных законодательством.
В свою очередь, сотрудникам группы по розыску транспорта, скрывшегося с места ДТП ОБДПС ОГИБДД УМВД России по городу Магнитогорску Челябинской области, хотелось бы пожелать безаварийного участия в дорожном движении и как можно дольше не встречаться с читателями этой статьи, в качестве виновника происшествия. Для этого просто необходимо, при возникновении ДТП обратиться к дежурному ГИБДД в любое время суток по телефонам — 35-27-27, 35-35-53. Дежурный ГИБДД всегда объяснит, что необходимо делать в сложившейся ситуации.
С уважением к читателям,
Алексей Тушин, старший инспектор по розыску
ОБДПС ОГИБДД УМВД России по городу Магнитогорску,
капитан полиции.