Советское время. О таких катастрофах СМИ не распространялись, подобные факты тщательно скрывались властями. Но даже спустя 40 лет невозможно просто забыть, слишком уж много было пострадавших в тот роковой день.
Борт 74298 принадлежал авиаотряду тогдашней столицы Казахстана. Тем рейсом летели студенты-карагандинцы. Молодые люди получали образование в самых престижных вузах страны. Только вот в учебные аудитории они так и не вернулись.
Командир воздушного корабля — Владимир Иванович Ишутин, бывший военный летчик уже не первый год поднимал в воздух чудо отечественной авиации — ИЛ-18. Этот лайнер считался самым безопасным гражданским судном первого поколения. Но ни опыт, ни современная техника, жизни не спасли.
Догадки о том, что случилось в тот роковой день строились различные, но истинную причину знали немногие. Теперь спустя годы засекреченные страницы нашей авиации и вовсе недосягаемы. Восстановить картину случившегося помогают только рассказы свидетелей и оставшиеся скупые заметки.
Совсем недавно ушла из жизни мама погибшего в авиакатастрофе Сергея Шерстова — Анна Ивановна. Заслуженная учительница на сороковой день после похорон сына отправилась на место трагедии и нашла очевидцев крушения самолета, беседовала с диспетчерами аэропорта Магнитогорска. В Москве она встретилась со следователем по особо важным делам МВД СССР, который объяснил ей, что одна из главных версий причин падения самолета — пожар в багажном отсеке из-за замыкания электропроводки.
По заключению судебно-медицинской экспертизы, все пассажиры погибли от отравления угарным газом еще до столкновения с землей. Вскрытие тел командира воздушного судна, второго пилота и штурмана показало, что полученные ими травмы при ударе самолета о землю носили прижизненный характер. При обследовании остатков багажа обнаружены: четыре неповрежденных взрывпакета, семь гильз от осветительных патронов, а также неопознанное горючее вещество плотной массы, состоящее из мелких кристаллов светло-серого цвета. Это свидетельствует о том, что среди чемоданов находились изделия, относящиеся к классу взрывчатых веществ, запрещенных к перевозке.
Вывод комиссии был однозначным: «Причиной катастрофы является интенсивное развитие возникшего во втором багажнике пожара, который привел к полной или частичной потере работоспособности экипажа, невозможности визуального полета и наблюдения за приборами из-за дыма в пилотской кабине и исключению возможности благополучного исхода полета».
Падение самолета произошло днем, дети из Покровки видели, как ИЛ-18 рухнул на вспаханное поле. Два дня стояло оцепление из солдат на месте происшествия.
Как говорят свидетели, самолет над Смеловском пролетел практически задевая антенны на крышах. Через короткое время раздался взрыв и со стороны Покровки поднялся столб дыма. У самолета отвалился хвост, потом отлетели двигатели и разбился фюзеляж. Мертвые люди лежали по всему пути от хвоста к фюзеляжу. Спастись никому не удалось. Погибло более 100 человек.
Сегодня ровно 40 лет со дня трагедии. О том страшном дне напоминает лишь надпись на могильных плитах … одна на всех — «Трагически погиб 31 августа 1972 года». И никакой официальной информации. Никаких мемориалов, свидетельствующих об этой катастрофе и никаких документов. Советская власть сделала все возможное, чтобы скрыть масштабы катастрофы.
Мы нашли человека, который рассказал, что все архивы были уничтожены. Разглашать подробности того трагического дня он отказался.
Говорят, что много лет подряд на место крушения приезжал мужчина из Новосибирска , у него в самолете летели жена и беременная дочь. Он брал землю с места трагедии... ведь такое нельзя забыть …
Экипаж:
КВС-Ишутин Владимир Иванович 1933г.р.
второй пилот -Тихоцкий Вячеслав Вадимович-1937г.р.,
штурман -Дуболазов Александр Андреевич 1932г.р.,
бортмеханик - Прокопов Евгений Михайлович 1927г.р.,
бортрадист -Лаптяев Николай Степанович 1937г.р.,
бортпроводники:
Коршунов Анатолий Александрович 1949г.р.,
Крючкова Людмила Николаевна 1949г.р.,
Савченкова Юлия Ивановна 1938г.р.
сопровождающий МВД, с-т милиции Кузовлёв Анатолий Дмитриевич 1945г.р.,