Любимцы Екатерины Ишмухаметовой — одни из пострадавших от деятельности сердобольной женщины. За 10 дней пребывания на платной передержке три породистых питомца девушки подхватили кишечную инфекцию. Лечение животных еще не закончено, но уже вылетело в копеечку. Материальный ущерб хозяйка сомнительного приюта, по всей видимости, возмещать не собирается.
— За пребывание кошек в приюте я платила 100 рублей в день, предоставила свои корма, но в итоге получила больных животных, — говорит девушка. — Мне бы хотелось, чтобы Юлия прекратила свою деятельность, это ненормально в столь плохих условиях содержать животных.
По словам Екатерины, условия, как после оказалось, в приюте далеко не лучшие. Неофициальное учреждение располагается на левом берегу в одном из посёлков. По сути это обычный частный дом. На территорию приюта нам попасть не удалось — никто не открыл ворота. Но заглянув за забор, увидели развешанное на бельевых веревках тряпьё, видимо, это подстилки для животных, а также упаковки от разных кормов, собачьи следы на снегу. Во дворе не было ни одного животного, при этом характерный запах присутствовал. В целом прилегающая территория приюта не очень ухожена, дом снаружи больше похож на заброшенный, чем на жилой.
Несмотря на это, к нему не зарастает народная тропа: здесь продолжают оставлять животных, домашних и бездомных. Некоторые из них возвращаются не в лучшем состоянии, другие и вовсе пропадают.
Недовольных деятельностью сердобольной женщины набралось с десяток человек: это и волонтёры, которые помогают бездомным животным, и хозяева домашних питомцев. Первые отдавали на временную передержку кошек и собак на безвозмездной основе, вторые — платили деньги, как Екатерина. Другую сторону конфликта нам так и не довелось выслушать: у женщины отключен телефон.
По мнению зоозащитников, благополучных приютов — единицы. Юристы добавляют: обезопасить животное можно лишь, заключив с исполнителем договор. В этом случае удастся, по крайне мере, получить материальный ущерб. Привлечь же человека к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными крайне сложно.
— Самым главным моментом привлечения к уголовной ответственности является то, что действия повлекли увечья или гибель животного, — говорит Авак Зурначян, юрист.
В Магнитогорске уже давно обсуждается идея создания официального приюта для бездомных кошек и собак. Одни — за, другие — против. Несколько лет назад активисты предложили и проект Центра реабилитации животных.
— Это помощь в экстренных ситуациях, при травмах или болезни, также стерилизация животных, вакцинация, чипирование и возвращение в среду, — говорит Анна Гонтаренко, координатор проекта.
Содержание животного в приюте всю жизнь — это очень дорого, да и учреждения быстро наполняются, поэтому наврядли в Магнитогорске когда-нибудь появится такое заведение, уверены зоозащитники. Поэтому и был разработан проект Центра реабилитации. Но даже если центр построят в ближайшие несколько лет, так называемая передержка или неофициальные приюты скорее всего не канут в лету.