Пассажиры на остановках говорят, что ждать приходится долго. От 20 минут и выше. Но проблема совсем не в нехватке вагонов — заверяют руководители муниципального предприятия. Остро не хватает кондукторов. Сейчас дефицит этих работников — 40%, а без них и на линию не выйдешь. И это при том, что в среднем каждый вагон перевозит за рейс около 85 горожан. Транспорт пустует в депо — пассажиры мерзнут в ожидании.
Довольствие кондуктора в месяц — 10-12 тысяч рублей. Многие подрабатывают, выходя в рейс в свободное время. График такой, что приходится привыкать: пять дней с 5.00 до 14.00, два дня отдыха, и пять дней — во вторую смену с 14.00 до 24.00. Пробовали привлекать на работу жителей близлежащих сельских районов — но затея результатов не принесла. Правда, при желании можно заработать и на несколько тысяч рублей больше — говорят в «Маггортрансе». Среди плюсов Ирина Ступицина выделяет соцпакет и предоставление общежития — за 3 тысячи рублей в месяц, если это необходимо.
Впрочем, те, кто уже несколько лет колесит по рельсам города, работу свою успели полюбить. Так, Ирина Денисевич водит «усатый» транспорт с 2001 года. «Нравится профессия в первую очередь тем, что общение с людьми, когда очень много народу — это меня очень радует. Нравится само движение, вот едешь — и наслаждение испытываешь», - рассказывает Ирина.
А в кондукторы идут в основном пенсионеры. Лишние 10 тысяч, если здесь вообще уместно слово «лишние», не помешают. Галине Павловне в этом году будет 73 — но и она согласна, что движение — это жизнь.
«Да, нравится работа, да и куда еще идти? Пенсии мало — вот и приходится работать. А дома мне хуже — болею. Здесь, на работе, движение. Нравится мне среди народа, побеседуешь, объяснишь остановки! Смотрю вон на бабулек — сидят толстые на лавках, нет, бы подвигаться!» — улыбаясь, говорит кондуктор Галина Еланцева, которой и не дашь ее 73 лет, да она и не возьмет.
В основном пассажиры в трамваях — что называется «со стажем». Те, кто постоянно перемещаются только этим транспортом, избегая езды в маршрутках. «Здесь в основном те, кто работает на предприятиях — трамваи нужны для них обязательно. А я очень люблю трамвай, постоянный пассажир с 1953 года. Для меня это как путешествие, вроде как на поезде еду, нет, не променяла бы трамвай ни на что! А особое спасибо хочется сказать кондукторам, среди них много приятных людей», - говорит пассажир Наталья Лисун.
Наталья даже рассказала о кондукторе по имени Людмила, которую встречала не раз, она всегда вежлива и обходительна с пассажирами, каждого при встрече не ленится поприветствовать. Ей благодарная пассажирка даже стих посвятила:
«Волшебный трамвайчик по городу ходит, людей он встречает, добром провожает, волшебный трамвайчик, живи же ты вечно и будь ты успешным всегда, бесконечно».
Увы, успешной магнитогорская трамвайная сеть, которая занимает третье место в стране после Москвы и Петербурга по количеству маршрутов и протяженности пути, оставаться трудно. А между тем протяженность рельсов по нашему городу — 180 километров. И даже в это сложное время по соотношению количества трамвайных вагонов на количество жителей Магнитогорск занимает первое место в России. Чтобы сохранить это преимущество, нужно — как минимум — решить проблему с самыми важными в вагоне людьми — водителями и кондукторами.