В России до 1 апреля должен появиться проект по совершенствованию существующих правил дорожного движения. Его напишут МВД и Общественная палата в соответствии с поручением президента Владимира Путина. Целью работы — упрощение правил и ликвидация накопившихся ошибок. Подробнее об этом рассказал заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, вице-председатель межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. Он отметил, что пока рано говорить о каких-то конкретных решениях, но уже можно определить ключевые направления работы.
«Запрос у самих автомобилистов точно есть на упрощение текста правил — чтобы они стали понятнее и легко запоминались, в том числе детьми. Кроме того, у нас в последнее время появились разные новые виды транспорта — те же электросамокаты, беспилотные автомобили, роботы-доставщики и так далее. Их тоже нужно учесть и органично вписать в существующие схемы дорожного движения», — сказал Холодов «Парламентской газете».
По словам Холодова, в новой редакции точно уделят особое внимание беспилотному транспорту. Сейчас эта сфера активно развивается в стране, однако нормативной базы до сих пор не существует. Например, не ясно, кто должен нести ответственность, если беспилотный автомобиль вдруг попадет в аварию. Подобные недочеты намерены устранить.
Кроме того, в 2024 году некоторым водителям придется пересдавать на права. Это случится с 1 апреля, когда в силу вступят изменения в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Коснутся нововведения отдельных иностранных национальных и международных водительских удостоверений. В частности, документы признают утратившими силу, если:
— с момента приобретения иностранным гражданином вида на жительство в России или российского гражданства прошел год;
— с момента возвращения гражданина России, получившего международные права в другой стране, на родину прошел год.
На замену удостоверений дадут ровно год. Если не выдержать сроки, последуют штрафы — от 5 до 15 тысяч рублей. Стоит отметить, что на владельцев документов, выданных в Беларуси, а также на граждан Беларуси, получивших ВНЖ в России, новые правила распространяться не будут.
Еще с 1 апреля изменится порядок сдачи экзаменов в ГИБДД. В силу вступит новый регламент, который разработало МВД России в декабре 2023 года. Основной блок нововведений коснется оснований для отказа в допуске на экзамен. Например, права по измененным правилам не получат уклонисты — россияне, в отношении кого военкоматы применили «обеспечительные меры» для их явки по повестке. Подробнее о новом регламенте говорили в МВД:
«Например, отказ будет выдан лицам, не имеющим права на управление транспортными средствами других категорий и подкатегорий, при этом подвергнутым административному наказанию за управление транспортными средствами в состоянии опьянения или невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Эти лица не будут допускаться к сдаче экзаменов и не смогут получить водительское удостоверение до истечения срока, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию», — пояснили в МВД.
Помимо подобных ограничений, в новом регламенте есть и плюсы. Так, увеличится количество штрафных баллов. Теперь для того, чтобы получить оценку «не сдал», их нужно будет накопить не пять, а семь.
Еще один новый регламент вступил в силу с 1 сентября 2024 года. Он касается размещения на дорогах камер видеофиксации нарушений. Стражи дорожного порядка будут обязаны заранее предупреждать водителей о камерах — зона контроля таких устройств должна начинаться на расстоянии не менее 150-300 метров от соответствующего дорожного знака. Также документ четко определит, где камеры можно устанавливать, а где нет. В частности, размещение камер разрешили в следующих местах:
— дороги с выделенной полосой для общественного транспорта;
— аварийно-опасные участки дорог;
— участки, где проходят ремонтные работы;
— пешеходные переходы;
— места, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;
— места, где в течение года произошло не менее четырех однотипных аварий или четыре любых ДТП, в которых были убиты либо ранены люди.
Кроме того, с 1 апреля 2024 года водителей также могут законодательно обязать соблюдать на дорогах среднюю скорость. Формулировка термина будет звучать следующим образом: «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка». Также могут появиться штрафы за превышение этой средней скорости.
О каких еще изменениях стоит знать? В 2024 году для управления квадроциклом и снегоходом водителям не понадобятся особые права. Для автомобилистов с правами категорий А, В, В1, С и D собираются расширить допуски. Они получат право садиться за руль квадроциклов и снегоходов, взятых в аренду. Тем не менее управление таким транспортом будет связано с определенными ограничениями: в частности, скорость езды на них не должна составлять более 50 километров в час.
Помимо вышеперечисленного, со 2 марта 2024 года автовладельцам хотят разрешить заключать краткосрочные договоры ОСАГО — на срок от одного дня до трех месяцев. Такое нововведение пригодится тем, кто пользуется автомобилем редко и помалу. Например, краткосрочное ОСАГО понадобится, если авто нужно куда-то перегнать для перепродажи или временно пустить за руль другого человека, не вписанного в страховку. О стоимости таких договоров пока что нет информации.
Новости без цензуры и эксклюзив — в нашем телеграм-канале. Если вы стали свидетелем чрезвычайного происшествия и у вас есть фото или видео — сообщайте нам в группу «ВКонтакте» «Магсити74 — новости. Магнитогорск (18+)» или по электронной почте 313304@bk.ru.