Доходы
В январе 2023 доходы федерального бюджета составили 1 356 млрд. Это на 35% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. При этом дефицит российского бюджета составил 1,776 трлн рублей. Многих напугала эта цифра: такого дефицита не было с дефолтного 1998 года.
Нефтегазовые доходы сократились в связи со снижением нефтяных котировок цен и сокращением экспорта природного газа. В Минфине отмечают, что они составили 931 млрд рублей, что на 28% ниже предыдущего года — преимущественно за счет сокращения поступлений внутреннего НДС и налога на прибыл, говорится в документе. Для выравнивания ситуации пришлось залезть в ФНБ и забрать оттуда средства на покрытие недополученных нефтегазовых доходов.
Ещё одна сложность — расчёт налогов для нефтяников. Цена нефти марки Юралс привела к необходимости вводить альтернативные индикаторы, которые помогут понять, как обложить налогами эту отрасль:
«С учетом снижения репрезентативности котировок цен на нефть марки Urals в качестве объективного ценового индикатора экспортных цен на российскую нефть в настоящее время прорабатываются подходы к переходу на альтернативные ценовые индикаторы для целей налогообложения», — отмечает Минфин.
Одной их причин столь внушительного дефицита стал переход на новую систему налогообложения. С апреля прошлого года действует ускоренный порядок возмещения НДС. Это привело к перераспределению квартальных объемов возмещения на первый месяц квартала. Сокращение поступлений налога на прибыль связано с возмещением переплат налога в предшествующие периоды, отмечают в Минфине. И так было и раньше: во 2, 3 и 4 кварталах 2022 года.
Из-за перехода на механизм единого налогового платежа (ЕНП) с 1 января изменились порядок и сроки уплаты налогов, зачисление и распределение средств по бюджетам происходило в первые дни февраля. Данные по кассовому исполнению налоговых доходов на 1 февраля 2023 г. включали не все налоговые платежи. В целях повышения репрезентативности и сопоставимости данных по исполнению доходов в январе Минфин решил учесть в доходах за январь нераспределенные средства ЕНП на 1 февраля – как если бы все налоговые платежи были зачислены и распределены по бюджетам в месяц их уплаты налогоплательщиками.
Расходы
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета в январе 2023 года составил 3 117 млрд рублей. Этот показатель превзошёл показатели аналогичного периода прошлого года на 59% (В январе прошлого года было освоено почти 2 трлн руб.). «Ускорение финансирования расходов в начале 2023 года главным образом связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Это в том числе позволит обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов федерального бюджета в течение 2023 года», — объяснили в Минфине намекая, что расходы не должны так сильно пугать: постарались заключить контракты и внести авансы пораньше.
В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете, и дополнительных ненефтегазовых доходов в течение года.
«Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году — в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы — обеспечивает наличие нераспределенных резервов в рамках утвержденного в законе о бюджете предельного размера, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных в рамках бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете на 2023 год», — пояснили в Минфине.
Авансовое перечисление трансфертов осуществлено, чтобы снизить риски формирования разрывов ликвидности Фонда пенсионного и социального страхования в начале 2023 года в связи с переходом на ЕНП и изменением сроков уплаты страховых взносов.
Бюджетный дефицит по итогам января составил 1,8 трлн руб. В целом в этом году доходы запланированы в объеме 26,1 трлн руб., расходы — 29 трлн. Таким образом, дефицит ожидается на уровне 2,9 трлн, или 2% ВВП. Покрывать дефицит планируют с помощью заимствований на внутреннем рынке. Не обойдётся и без обращения к средствам ФНБ: из Фонда национального благосостояния хотят взять 2,9 трлн.
Предварительные оценки исполнения федерального бюджета в январе соответствуют динамике, заложенной при формировании основных характеристик на 2023 год в рамках закона о бюджете. В Минфине утверждают, что в совокупности с использованием/формированием средств ФНБ в случае отклонения размера нефтегазовых доходов от их базового уровня это обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
Новости без цензуры и эксклюзив — в нашем телеграм-канале. Если вы стали свидетелем чрезвычайного происшествия и у вас есть фото или видео — сообщайте нам в группу «ВКонтакте» «Магсити74 — новости. Магнитогорск (18+)» или по электронной почте 313304@bk.ru.