Что случилось?
После начала спецоперации на Россию обрушились экономические санкции, последствия которых нам ещё предстоит ощутить. Но помимо наложения ограничений на российские банки и отказ от наших энергоносителей из страны уходят производители — не из-за западных законов, а по «зову капиталистического сердца»: одна за другой компании разрывают отношения с нашей страной — из Росси ушла уже куча компаний — от «Макдоналдс» до «Икеи». Буквально на днях стало известно, что бренды «Кока-кола» и «Найк» тоже оставили нас без своей продукции.
И если картошку для «Вкусно и точка» (вместо «Макдоналдса») в России вырастить можно, то со сложной техникой и электроникой всё не так однозначно. Очевидно, всё и сразу импортозаместить не получится, поэтому в России решили прибегнуть к параллельному импорту.
Что такое параллельный импорт и спасёт ли он нас?
В конце марта премьер Мишустин сообщил, что подписал постановление о легализации параллельного импорта в России. Через месяц Минпромторг опубликовал перечень, куда водят определённые бренды и группы товаров — автомобили, бытовая техника, девайсы, фармацевтическая продукция, саженцы и даже трамваи и ж/д локомотивы.
Если совсем просто, то теперь эти товары будут возить в Россию, не спрашивая разрешения правообладателя. Завозом оригинальных лицензионных товаров будут заниматься из тех стран, где они официально продаются. Помните челноков? Они возвращаются. Конечно, теперь это будут не одиночки с клетчатыми сумками. А бизнесмены, которые будут пытаться обеспечить потребности рынка.
Скорее всего, компании-посредники организуют собственные склады в Турции и Казахстане, где и будут закупаться оптом. Из таких хабов «запрещёнка» будет поставляться в магазины России.
Выручать россиян обещают маркетплейсы. Ozon заявил о том, что начал продавать электронику, ввезенную посредством параллельного импорта. СМИ сообщают о том, что собственная схема импорта ушедших из России товаров есть и у «Яндекс.Маркета».
Как теперь делать возврат? Кто будет принимать претензии, чинить товары?
Конечно, есть и минусы у такого подхода. Во-первых, возрастут цены. В сети магазинов «Связной» уже заявили, что начали поставлять электронику через механизм параллельного импорта. В компании сразу же объявили: товары прибавят в цене 10–20%.
России приходится выкручиваться: логистика усложнилась и подорожала. Скорее всего, в страну будут поступать небольшие партии товаров, не способные полностью удовлетворить спрос.
А что если мне по цене оригинала продадут подделку?
От такого и раньше никто не был застрахован, что уж говорить о новых реалиях.
Ещё один риск — производители будут блокировать технику, которая не предназначалась для продажи в России. Например, Apple может отслеживать свои устройства и «превращать в кирпич» гаджеты в руках россиян. Так уже начала поступать компания Samsung. Компания заблокировала телефоны, которые привезли в Россию по пиратским схемам, когда в устройство вставляли SIM-карты российских операторов. Активировать смартфон можно было только, используя симки оператора другой страны.
Издержки, связанные с возникающими претензиями к товару, теперь берёт на себя продавец. В «Связном» пообещали что купленные у них смартфоны будут работать в стране и заявили, что магазины будут давать гарантию на технику и самостоятельно возвращать деньги за неисправные гаджеты.
Аналитики говорят о ещё одном риске. В ближайшей перспективе у крупнейших экспортеров сырья должны появиться свои торговые дома, через которые в Россию будет завозиться потребительская продукция. Крупные игроки будут вытеснять мелких, что приведёт к монополизации всего процесса.
Наконец, стоит порассуждать о качестве обслуживания. Когда официальные поставщики и компании-представители присутствовали на российском рынке, они следили за соответствием стандартам. Был контроль того, насколько качественно предоставляются услуги, ремонтируются ваши гаджеты в дилерском сервисном центре и т. д. Можно ли сохранить это при параллельном импорте? Ответ россияне узнают уже скоро.