Рождества Христова как отдельного праздника не было до IV века. Это было обосновано ветхозаветной традицией: день рождения считался у иудеев днем начала страданий человека в падшем мире.
Примечательно, что событие Рождества входило в комплекс воспоминаний христианских общин и получило общее названия Богоявления. Церковь вспоминала и поклонение волхвов, и претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, и насыщение множества народа хлебами, и, конечно же, Крещение Господне. Все эти события были названы Богоявлением в память о проявлении Христом Божественной силы. Во всех случаях Спаситель «являлся» перед лицом людей как Богочеловек.
Первая половина IV века стала отправным моментом в праздновании Рождества Христова. Отсюда особое богословие праздника, выраженное в проповедях святителя Иоанна Златоуста:
«Наступил всех праздников праздник и наполнил радостью вселенную. Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших».
Дату Рождества Христова высчитывали исходя из дня празднования Благовещения Пресвятой Богородицы — к нему добавили ровно 9 месяцев, по времени беременности женщины. Сыграл свою роль в установлении даты и фактор борьбы с язычеством: в Римской империи в этот день отмечали день рождения непобедимого Солнца, имперского божества. Для христиан Солнце Правды есть Христос, поэтому в будущем, в борьбе со стремительно терявшим позиции язычеством, апологеты использовали данный прием в замещении одного праздника другим.
Итак, согласно юлианскому календарю, которого сегодня придерживается Русская Церковь, Рождество Христово, ставший после четырех веков возникновения христианства самостоятельным праздником, отмечается сегодня, как и в древности, 7 января (новый стиль). Этот светлый и радостный праздник свидетельствует о великой Любви Бога-Творца к Своему созданию. Бог воплотился, Сам пришёл на землю, чтобы принести людям спасение от грехов, научить побеждать всякое зло, даровать Жизнь вечную.
Из года в год Православная Церковь не просто вспоминает, а глубоко переживает это величайшее событие, чудесную, непостижимую для человеческого сознания тайну Боговоплощения. Верующие с волнением ждут его, очищая сердца Рождественским постом через покаяние, доброделание, в надежде на милость Божию, чтобы приходя в храм, поклониться Младенцу-Христу и Его Пречистой Матери, не уставая благодарить Бога и Богородицу.