В 1991 году в Магнитогорскую картинную галерею обратилась женщина. Она предложила работникам приобрести бюст из её коллекции. Скульптура изображает великую княгиню Марию Фёдоровну, супругу императора Павла I (сына Екатерины II) и мать императоров Александра I и Николая I.
«Сейчас уже не вспомнить, сколько денег тогда попросила владелица. Тогда был другой курс. Но точно не столько, сколько мог бы стоить оригинал. Об истории этого предмета она ничего не смогла вспомнить», — рассказывает главный хранитель-искусствовед Магнитогорской картинной галереи Марина Абрамова.
Почти 30 лет скульптуру, выполненную из бисквита (неглазированного фарфора) на Севрской фабрике во Франции, считали репликой. Поводом изучить историю создания произведения стала онлайн-выставка, которую готовили сотрудники галереи к 40-летию учреждения. Марина Филипповна попыталась найти в отрытом доступе номер клейма, выгравированного на бюсте.
«Я стала искать клейма Севрского фарфора в базе данных. В интернете искала все клейма во все времена и не нашла ничего подобного. Я стала искать другие источники информации: материалы научных конференций и прочее. Таким образом я обнаружила, что есть керамическое изображение Марии Фёдоровны. Заинтересовалась этим и стала искать дальше», — продолжает искусствовед.
Главный хранитель Магнитогорской картинной галереи выяснила, что в 1781 году императорская чета путешествовала по Франции. Во время экскурсии на Севрскую фарфоровую мануфактуру известным скульптором Симоном Луи Буазо были созданы керамические изображения Павла I и Марии Фёдоровны, которые вручили августейшей паре.
В 1896 году с керамического бюста были отлиты фарфоровые дубликаты. Один из них и стал достоянием картинной галереи. Подлинность помог установить старший научный сотрудник Эрмитажа Ян Виленский. Оказалось, что в государственном музее хранится точно такой же.
Повторы керамических бюстов французские мануфактурщики приурочили к визиту сына Павла I и Марии Фёдоровны Александра I с супругой, который посетили ту же Севрскую фабрику через сотню лет после родителей. Мастера вручили сыну бюст матери, который в последствии оказался в Магнитогорской картинной галерее.
Клеймо «АД» на обратной стороне скульптуры обозначает инициалы формовщика французской фарфоровой фабрики Альфонса Дюпена. Марина Абрамова предполагает, что бюст мог сохранить один из представителей свиты императорской четы.
«Свита, которая сопровождала императорскую чету, тоже могла приобретать эти изделия. Может быть, таким образом этот музейный предмет к кому-то попал, — предполагает Марина Филипповна. — Но что там дальше было, конечно, очень сложно представить. Предмет, наверное, попадал во многие руки. В годы революции он не был уничтожен и в великолепной сохранности он дошёл до нашего времени. Это стало настоящим подарком к нашему 40-летию».
Бюст Марии Фёдоровны выставлялся в Картинной галерее единожды. Сотрудники отмечают, что предметов искусства, принадлежащих к этому же направлению, в их учреждении нет, как и не найдётся в галерее экспоната, равного по ценности. Поэтому пока неизвестно, когда магнитогорцы смогут воочию увидеть скульптуру. Остаётся надеяться, что экспозиция с оригиналом рано или поздно всё же будет представлена широкой публике.
Историческая справка:
Мария Фёдоровна, урождённая принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, стала второй супругой наследника русского престола в 1776 году. Организовала первый в России литературный салон. Управляла обществом благородных девиц и воспитательными домами. Занималась изобразительным искусством, одной из первых женщин своего времени овладела токарным делом: вытачивала на токарном станке изделия из янтаря и слоновой кости.