В «Инстаграме» 19-летнего Станислава Куземы последний снимок — с проводов. На нем юноша в окружении семьи и друзей с уже побритой наголо головой. Отправился в армию молодой человек в ноябре, сразу после окончания школы.
Молодой человек проходил службу в военной части 39255 в Уссурийске. Однако накануне родители солдата получили сначала сообщение о пропаже сына, а 30 марта о том, что он был найден мертвым в лесу за территорией войсковой части. Еще одной шокирующей новостью стало то, что Станислав, по предварительной версии, совершил суицид.
Со слов сослуживцев, перед исчезновением солдат получил угрозы от командира взвода.
Поверить в то, что так стремящийся отдать долг родине молодой и здоровый парень ушел из жизни по собственной воле, не отслужив и полугода, не смог никто. В первую очередь и сами родители мальчика.
— Во-первых, он был морально очень устойчивый, стрессоустойчивый, спортом занимался, во-вторых, я с ним беседы вел регулярно, чтобы он был далек от плохих людей, сайтов, где пропагандируют суицид, впереди у него были планы, да и он был православным человеком, а вера не позволяет христианину совершить самоубийство, — рассказывает Александр Кузема, отец Станислава.
Отец будто до сих пор не осознал, что сына больше нет. На телефоне он показывает фото: вот совместная поездка в Казань, фото с тренировки (Александр — тренер по джиу-джитсу, он и сейчас занимается с детьми, тренировал и любимого сына), и подводной рыбалки, которую так любил Стас.
Как показывают отзывы многочисленных друзей и знакомых парня, личностью он был разносторонней: играл в хоккей, футбол, занимался боевыми искусствами. Когда-то он даже посещал патриотический клуб «Славяне». В редакцию написал мужчина, чьим воспитанником когда-то был погибший.
— Мы возили детей на полевые сборы в Запасное, и пять дней этот юноша был под моим командованием. Ответственный, хороший, отзывчивый парень. Серьезный: дисциплина отличная. Очень хорошо ладил со сверстниками, проявлял себя хорошо в тактической и огневой подготовке, — делится воспоминаниями Михаил Данилевич.
Всего за полгода до того, как отправиться в армию, Станислав закончил школу: хотел отслужить, как полагается, а затем поступить в военный вуз и связать карьеру с защитой родины. В феврале в родной школе № 12 учителя и дети даже собирали посылку для бывшего ученика. Говорят, подарков тогда набралось на целую часть.
С теплом отзываются о нем и те, кто когда-то был соседом по татами.
— Он был хорошим, спокойным и талантливым молодым человеком. Никогда не отказывал в помощи, — вспоминает девушка, которая тренировалась вместе со Стасом у его отца.
По словам отца, в переписках сын никогда не жаловался на плохое обращение от товарищей или старших по службе. Единственной жалобой были проблемы со зрением, оно ухудшилось из-за сильных нагрузок.
Уже после трагедии стали всплывать страшные подробности: по словам сослуживцев, юноше давали очень много работы, включая бумажную, и за каждую ошибку он получал физическое наказание. Порой парень не успевал даже пообедать и порой поспать.
Кроме того, отец солдата рассказал нам, что накануне получил звонок от следователя.
— Мне позвонил следователь сегодня, и сказал, что по последней информации, у него нашли следы побоев, то есть он был избит. Так что следствие еще продолжается, но уже есть основания для определенных выводов, — сообщил Александр.
Валерия Приходкина, правозащитница из Челябинска, уже не первый год занимается подобными делами. Она сообщила, что от имени своего и матери Станислава направила письмо в Главную военную прокуратуру РФ и другие ведомства с просьбой взять случай на особый контроль.
Также она сообщила, это не первый случай в этой конкретной части. Здесь и раньше были побеги солдат и самоубийства, причем последние зафиксированы в течение последнего года.
Сейчас расследование взято на контроль уполномоченным по правам человека в Челябинской области Маргаритой Павловой.
— Моего сына уже не вернуть, но я хочу, чтобы все виновные в том, что случилось, были найдены и получили по заслугам, — сказал Александр Кузема.