Нет — на все ответ?
События, которые потрясли всю страну, Юля вспоминает, как страшный сон. Жительница шестого подъезда в ту злополучную ночь находилась в квартире с младшим сыном. Рассказывает, рано утром услышала громкий хлопок. После чего выбежала с ребенком на улицу. Ее жилье уцелело. А вот автомобиль, припаркованный возле дома, оказался серьезно поврежден.
Ее Skoda стояла прямо напротив обрушившегося подъезда. В результате взрыва заднее стекло разлетелось вдребезги. На кузове образовались сколы. Эксперты оценили повреждения на сумму более двухсот тысяч рублей. К слову, экспертизу Юля делала за свой счет. Впрочем, как и ремонт машины, чтобы возить детей.
Сначала власти обещали владельцам покореженных авто возместить ущерб. Однако девушка получила отказ. В администрации ей сказали, что подали запрос в страховые компании. А вот в последних об этом ничего не знают. Между тем все разговоры Юля записала на телефон.
Администрация: — Мы отправили запросы в страховые компании.
Страховая компания: — Мы не получали от администрации запросов. Вы не первый человек, которого интересует данный вопрос. Может они еще собираются только отправить?
— В страховой компании мне тоже отказали. Написали, что мой случай не является страховым. И я не одна, кто столкнулся с такой проблемой. Мы в растерянности, потому что нам обещали решить наш вопрос. А сейчас некоторые люди уже опускают руки. Куда еще нам обращаться? Мы не знаем, — говорит Юля.
Не так давно Магнитогорск посетил Виталий Мутко. Вице-премьер встретился с жителями пострадавшего дома. Беседа прошла за закрытыми дверями. Магнитогорцы задавали вопрос о том, как быть владельцам автомобилей, которые пострадали во время взрыва?
— Соберите список страховых компаний. Надо подумать над этим вопросом. Возможно, найти специальное решение. Обязательно подумаем, — сказал вице-премьер.
В марте была опубликована информация о том, что владельцам поврежденных автомобилей необходимо обратиться в мэрию. А также, что на основании заявлений, принятых от магнитогорцев, определен механизм компенсации ущерба. Однако действует ли он?
Пойдут ли банки навстречу пострадавшим?
Еще один вопрос — с ипотекой. Часть собственников квартир в многоэтажке по Карла Маркса до сих пор платят за них кредит. Кому-то банки пошли навстречу. Другие жильцы только надеются на помощь. В их числе Екатерина Ефимова из пятого подъезда. Жить в многострадальном доме молодая мама не собирается. Подала документы на рассмотрение в банк.
— В администрации нам сказали, что накануне прошла встреча представителей банка и власти, нам сообщили по итогам встречи, что решать вопрос с банками мы должны сами, — говорит Екатерина. — Мое финансовое учреждение предложило мне перевести ипотеку в потребительский кредит. Тогда я смогу распоряжаться своей квартирой. В случае, если я захочу поменять ее на новое жилье, мне выплатят около миллиона рублей. Из них двести я отдам за кредит. Остальной суммы хватит разве что на «малосемейку».
Напомним, один из банков погасил ипотеку жительнице шестого подъезда, несмотря на то, что ее квартира уцелела. Другое финансовое учреждение пошло навстречу женщине из седьмого подъезда. Ее жилье было разрушено полностью.
Как правило, в банках отвечают, что готовы работать с пострадавшими в индивидуальном порядке. Значение имеет и страховая компания, и случаи, указанные в страховке.
Прямая дорога в суд
А некоторые жильцы, чтобы получить положенную компенсацию, вынуждены идти в суд. Таким образом они вынуждены доказывать факт проживания. В подобной ситуации оказался Игорь Дупанов. Он проживает с супругой в шестом подъезде более тридцати лет, но прописан в другой квартире. День, после которого начались хождения по мукам, до сих пор помнит в деталях.
По соседству с Игорем Дупановым живет его взрослый сын. В то утро Игорь Викторович хотел приготовить гуся. 31 декабря для их семьи двойной праздник — Новый год и день рождения жены. Только включил духовку, как прогремел взрыв. В это время сын гулял с собакой на улице. Супруги схватили документы и выскочили во двор. До приезда МЧС помогали выбраться людям из под-завалов. Сейчас мужчина вынужден ходить по судам. Очередное заседание состоялось 19 марта.
— Чтобы доказать факт своего проживания, я пришел в суд. Может, так и правильно. Ведь такая процедура позволяет исключить тех, кто хотел бы нажиться за счет других, — говорит Игорь Викторович.
Одно заседание сменяло другое. В это же утро в суд пришла молодая пара Григорий и Айнура. Выплаты получили. Теперь в суде подтверждают, что жили в квартире в последних числах декабря. В доме № 164 по Карла Маркса они снимали жилье — в седьмом подъезде, том самом, которого больше нет. О страшных событиях не любят вспоминать.
— В ночь с 30 на 31 декабря мы были дома. Проснулись от того, что услышали странный шум. В комнате, где мы спали, обрушился потолок по диагонали от кровати. Оставаться было небезопасно, поэтому мы ушли к соседям. В тот момент на постороннюю помощь как-то не рассчитывали. Решили выбираться сами. Подъезда не было. Только пропасть из развалин. Балкон соседей выходил на проспект Карла Маркса. Сначала мы думали как-нибудь спуститься на крышу «Зорей Урала», но было высоко. Тогда решили перелезть с одного балкона на другой. Так и выбрались через соседний подъезд, — рассказывает Айнура.
По информации администрации, в суд Правобережного района подано 79 заявлений.
— У лиц, которые обратились в суд, отсутствуют доказательства о факте проживания. Для того, чтобы избежать негативных последствий, процедура предусматривает судебный порядок, то есть должен быть установлен юридический факт, — говорит Алексей Сербул, заместитель начальника правового управления администрации города.
Одни доказывают факт проживания для получения компенсации, другие — для оформления наследства. Например, Виктор Анашкевич. Он проживал в квартире № 330 вместе с родителями. Они погибли. Родители являлись собственниками жилья. Как объяснили в мэрии, Виктор Владимирович обладает правом на приобретение квартиры, потому что является сыном погибших пенсионеров. Однако факт проживания должен быть установлен юридически. А это значит — ему дорога в суд. В случае положительного решения Фемиды Виктор Анашкевич сможет подобрать себе жилье и обратиться в администрацию за выплатой единовременной компенсации. Она определяется из расчета 31,725 тысячи рублей за квадратный метр.
Это лишь некоторые истории жильцов пострадавшего дома. Герои нашего материала еще надеются на обещания чиновников и верят, что их не оставят один на один со своими проблемами.
Если вы стали свидетелем чрезвычайного происшествия и у вас есть фото или видео — сообщайте нам в группу «ВКонтакте» «Магсити74 — новости. Магнитогорск (18+)», в «Инстаграм» или по электронной почте 313304@bk.ru.