Недавно в нашу редакцию обратились жители одного из домов Правобережного района. Проблема в том, что уже на протяжении нескольких лет их подвал регулярно топит. У кого-то от постоянной влаги вздулись полы, а у некоторых и вовсе в квартире поселилась плесень. Вместе с жильцами мы спустились в подвал, чтобы оценить ситуацию.
Основная проблема заключается в том, что жители дома не могут понять: чьи же это владения? По закону все коммуникации в подвале считаются общедомовым имуществом и находятся под контролем управляющей компании. Однако по словам жителей, представители то и дело отправляют их в Водоканал и Теплофикацию.
Мы выяснили, что под этим домом действительно проходит транзитная труба, принадлежащая Теплофикации. Однако в организации нам пояснили: последний порыв их трубы здесь произошел еще весной прошлого года в процессе опрессовки труб, и был сразу же устранен специалистами.
— У нас под окнами есть холодильники зимние, но можно ими пользоваться и летом. Так вот, когда это все началось, там все полностью заплесневело, полностью поменяли за свой счет. Пришлось все выбросить: посуду, продукты которые там были, — рассказала Ангелина Деркач, хозяйка квартиры на первом этаже одного из подъездов.
В квартире еще одной жительницы — Первушиной Надежды Николаевны — влажные даже полы — она просовывает сухую салфетку под плинтус, а достает ее мокрой.
— Я и управляющей звоню, и этим сантехникам. Они уже, конечно, сердятся, а что сердиться? Я ничего такого не прошу, прошу просто ликвидировать аварийную ситуацию. Задают странные вопросы: Может быть у вас холодильник течет? А может быть у вас под полом кошка сдохла? Я говорю: а что еще придумаете? — сетует женщина.
А недавно подвал опять затопило: на этот раз по вине одного из жителей. Соседям пришлось вызывать аварийную службу. Причину потопа устранили, но дурно пахнущие последствия остались: со стен и потолка подвала до сих пор сочится вода, а на полу — грязь и лужи. По словам юристов, в таких случаях управляющая компания должна просушить подвальное помещение и провести дезинсекцию. Иначе во влажной среде могут поселиться грибок и паразиты.
— Трубы входят в состав инженерно-технических сетей, которые являются общим имуществом собственников многоквартирного дома. Обязанности обеспечить надлежащее содержание такого имущества лежат на управляющей компании. Она должна следить, контролировать состояние труб, проводить профилактические работы, мероприятия. По крайней мере, делать все то, чтобы условия проживания для жителей конкретного дома были комфортны и безопасны, — пояснил Владимир Зяблицев, председатель объединения защиты прав потребителей г. Магнитогорска.
Мы попытались получить разъяснения и от самой управляющей компании. Ее представитель — главный инженер, от официальных комментариев отказался, однако пояснил, что последний раз подвал действительно затопил один из жильцов, но сейчас все хорошо, сухо и не пахнет.
В Объединении защиты прав потребителей также пояснили, что делать жильцам в подобных ситуациях. Для начала следует обратиться к коммунальщикам письменно, получив на руки копию претензии с отметкой УК. В присутствии специалистов документально зафиксировать состояние общедомового имущества. А в случае бездействия управляющей компании, отправляться с этими материалами в государственную жилищную инспекцию, которая проведет свою оценку ситуации и в случае, если нарушения имеют место быть, вынесет свое предписание по их устранению.