Вне закона - такой статус 42 маршрут получил в мае 2017-го. Первыми последствия этого вердикта испытали на себе жители южной части города. Валентина Владимировна живет на Зеленом Логе. Отмечает: с тех пор как рейс попал в немилость, добраться без пересадок в отдельные районы Магнитки стало практически невозможно.
- Здесь, кроме маршруток, нет ничего — ни автобуса, ни трамваев. 42-й нужен, поскольку идет кратчайшим путем, по Карла Маркса. 43-й ходит в объезд через Тевосяна, «семерка» — по Советской и только на Завенягина сворачивает. Отрезок от Труда до Завенягина оказывается доступен плохо, - отметила Валентина Федорова, жительница дома №21 по ул. Зеленый Лог.
Горожане отмечают: маршрут 42 охватывал весь правый берег. Только на нем кратчайшим путем можно было пересечь от начала до конца проспект Карла Маркса. Причем курсировали автобусы с раннего утра и до позднего вечера.
- Внучка ездит в колледж, ей 42-й - самый удобный маршрут. Отменили, она мучается — доедет на другом маршруте до остановки и пешком идет через сквер. Сейчас темно будет, мы боимся за нее, - говорит Валентина Мухаметчина.
Курсировал по дорогам Магнитки 42-й примерно с 1995 года. За это время несколько раз успел сменить хозяев. Впрочем сегодня маршрут с запрещенным номером все же можно увидеть на улицах города. На нем работают нелегалы. Без четкого графика. На свой страх и риск. Таким водителям выписывают штрафы за отсутствие лицензии, техосмотра, а также нарушение ПДД. «Газелисты» возмущаются. Но продолжают периодически выходить на линию.
- Бывают нарушения, да, как и у всех остальных. Но выписывали бы штраф и отпускали, а так остановят, задерживают. Нам приходится людей высаживать, люди тратят опять деньги на пересадку, жалуются. И штрафы такие… То три, то пять выпишут, мы столько не зарабатываем, - рассказывает Алексей Фомин.
- Техосмотр машина проходит, маршрутка на ходу, все документы в порядке, страховка есть - все как положено. За что штрафуют, почему нелегалы? - недоумевает водитель Фархат.
Почему популярный рейс оказался в списке запрещенных, и вернут ли его? Этими вопросами задаются и перевозчики, и пассажиры, и журналисты. Однако администрация разъяснять ситуацию не спешит. Ответа на официальный запрос пришлось ждать неделю. В итоге в мэрии от комментариев на камеру отказались, сославшись на болезнь специалиста. Ограничились письменным уведомлением с общими формулировками.
«Автобусный маршрут № 42 исключён из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Магнитогорска автомобильным транспортом, ввиду того, что маршрут дублирует (более чем на 70 %) основные направления движения маршрутов автотранспорта №№ 7, 18, 31, 39, 40, 43, 46, 51, 54, 58», - отметили в мэрии.
Такую же бумагу получили и садоводы «Метизника», которые в свое время пользовались 42-ым маршрутом. Их борьба за право добираться с комфортом до участков длится уже не первый год.
- Как мне пояснили в администрации, сюда ходит два маршрута - 36 и 22. Во-первых, у них очень мало машин — дождаться можно не всегда. Приезжают полные, не уедешь. Во-вторых, оба маршрута идут через левый берег, а основная масса пассажиров — это правобережные владельцы участков в наших товариществах. Ждать приходится несколько часов, пока машина этот круг сделает, - объясняет Валерий Севастьянов, и.о. СНТ «Метизник».
Садоводы утверждают: полных дублеров у 42-го рейса нет. По словам владельцев шести соток, ни один из заявленных маршрутов до перекрестка трех садовых товариществ не доезжает, а потому пенсионерам приходится пешком преодолевать километры до своих участков.
- Мимо нас ничего не ходит. 51-й маршрут доезжает до психоневрологического интерната, а оттуда приходится минут сорок идти пешком. А сейчас — сезон урожая, как пожилая бабушка с ведрами сможет дойти? 51-й просили сюда подъезжать. Они отказываются, и мы как заложники здесь, - рассказывает садовод Ольга Ермакова.
Не выручает даже сезонный транспорт — автобусы ходят строго по расписанию и всегда забиты до отказа. А потому маршрутное такси — единственный способ добираться до участка, считают садоводы. И просят вернуть 42-й рейс.
- Мы хотели бы, чтобы у нас была маршрутка, чтобы мы могли с интервалом ездить, - отмечает Нурия Галимзянова.
Пока же пассажиры, для которых 42-й маршрут стал единственным, пусть и нелегальным нынче способом добраться до дома, должны быть готовы к встрече с сотрудниками ГИБДД и вынужденной пересадке.