Принятие решения
Мой супруг Илья мне всегда говорил, что мы можем переехать в Израиль, но всех тонкостей он не знал, ведь мы никогда не думали об этом всерьёз, не обсуждали эту возможность. Но в марте 2017 года в Инстаграм я увидела, что моя знакомая с мужем уехали в Израиль на ПМЖ и уже получили гражданство. Я была удивлена! Попросила ее рассказать обо всем и узнала, что девушка имеет еврейские корни, а потому и муж ее муж имеет право на репатриацию. (Репатриация – возвращение на Родину – прим.автора). Для этого в браке нужно состоять не менее года. Что уж скрывать? Я загорелась этой возможностью и попросила Илью обо всем узнать. Мы даже не догадывались, что Израиль выдаёт приличную сумму подъёмных, что обучает языку, что есть десятки программ, по которым можно уехать.
В итоге 2 апреля этого года мы уже были на консультации у представителя «Сохнут» («Сохнут» - международная сионистская организация, которая занимается репатриацией в Израиль и помощью репатриантам – прим.автора). Когда мы все узнали, не раздумывая, сразу решили ехать. Что тут медлить? Полгода нам будут платить деньги, мы будем жить в жаркой стране с морем и пальмами. Это было моей давней мечтой! В итоге мы решили ехать по программе на завод «Искар» (профессия мужа связана с металлом). Программа начиналась как раз 2 апреля, но у нас на тот момент не было виз на ПМЖ, а ведь ещё нужно было собрать вещи! Да и психологически мы никак к этому не готовились! Илья на следующий день прошёл собеседование по скайпу с представителем завода в Израиле и узнал, что программа включает в себя пять месяцев изучения языка, потом ещё девять месяцев спецподготовки. И только потом, при успешном прохождении экзаменов, его бы взяли на завод. И мы бы могли успеть!
Через пару недель прилетели в Москву, чтобы получить в консульстве визы на ПМЖ, но, оказалось, что для подтверждения еврейства необходимы ещё некоторые документы – в нашем случае военный билет дедушки Ильи (он – еврей) и мамин диплом с девичьей фамилией. Пришлось лететь второй раз, на эту программу мы не попали. Билеты до Москвы и обратно нам оплатили дважды. Кстати, о документах. Собрать необходимые бумаги труда не составило. Свидетельств о рождении, о заключении брака… В общем, все те, где указана национальность, а также подтверждающие смену фамилии. Нам сказали: лишних документов не бывает, везите все. Оказывается, очень редко с первого раза дают визы. Второй наш визит к консулу длился ровно 2 минуты. Он сказал: все в порядке, в добрый путь!
Разлука с близкими
Когда мои родители узнали о планируемом переезде, это было что-то с чем-то, они толпами ходили и отговаривали, пришлось с каждым отдельно разговаривать и разъяснять, что мы ничего в Магнитогорске не продаём, все остаётся, что деньги нам дадут и не придётся тратить накопления, что это отличная возможность. Мама моя переживала больше всех, не могла смириться с нашим решением, говорила, что я ее бросаю и внучку увожу. Ближе к дате переезда стала спрашивать, написала ли список необходимых вещей, все ли дела закончила. Она просмотрела много сайтов, видео, статей о репатриации и как-то позитивно стала на все это смотреть. В общем, сейчас мы общаемся чаще! Созваниваемся и переписывается с помощью мессенджеров. Благо, Интернет в Израиле очень хороший.
Выбор программы
28 августа мы сели в самолёт Магнитогорск-Москва-Тель-а-Вив. Билеты нам также оплатили, и двойную норму багажа тоже. Знаю, что билет Москва-Тель-а-Вив стоит около 17 тысяч рублей. Поехали мы в итоге по прямой репатриации, т.е. без программ. Это значит, что нам 7 месяцев полагается корзина абсорбции (на нашу семью 6000 шекелей в месяц), 5 месяцев изучения иврита, потом мы самостоятельно будем искать работу. Я могу пойти на изучения иврита позже, за мной сохраняется такая возможность в течение нескольких первых лет в Израиле. Можно пойти на курсы переподготовки бесплатно по двум специальностям.
Нам предоставили и много других льгот, таких как скидка на налоги, возможность открытия бизнеса без налогов в первые 3 года. Также нам возмещают средства за аренду жилья, за перевод диплома. Кстати, здесь нужно подтвердить наши дипломы. Мы сняли квартиру на год, тут так принято. А потом занялись документами: получение биометрических паспортов и дарконов (это загранпаспорт, по которому мы можем летать в более чем 140 стран мира без визы), получение вида на жительства для нашей дочери (у неё будет гражданство только через 3 года, т.к. Закон о репатриации распространяется только до 3-го колена, а Стефания уже 4-ое), подтверждение дипломов, всякие мелочи типа прописки, оформления дополнительных выплат. Кстати, у нас теперь двойное гражданство. Садики с 3х лет бесплатные, Стефании сейчас два года, я пока посижу в декрете, просто буду наслаждаться жизнью, морем и солнцем.
Выбор города
Для проживания мы выбрали Нагарию, потому что город северный, летом не так жарко, зимой не так влажно. По крайней мере так говорят. Город чистый, комфортный для жизни, близко заводы, а в самом городе нет производств. Здесь все города очень близко, например, я вижу Хайфу с берега, а между Нагарией и Хайфой ещё есть город Акко. До Кармиэля, куда кстати перебрался брат моего мужа, 15 минут на машине. Он выбрал программу на 10 месяцев – учит язык, математику, далее сдаёт экзамен. Потом либо поступает в университет, либо идёт в армию. Есть разные программы для каждого возраста и для молодёжи (с 15 лет) и для пенсионеров. Приобрести квартиру здесь можно в ипотеку. Ставка составляет около 3%.
Еда и люди
В месте, где мы живем, коренных жителей мало. По соседству можно встретить репатриантов, которые перебрались в Израиль в разное время. На улицах много людей разных национальностей и вероисповедания. Встречаются эфиопы, арабы. Что касается продуктов, здесь очень мало творожных сыров (я, как кондитер, сразу это заметила), соки либо совсем химические, не вкусные, либо натуральные. Молоко стоит 100 рублей за литр, куриное яйцо – около 17 рублей за штуку, хлеб здесь почему-то очень дорогой, да и вообще все продукты в два-три раза дороже, чем в Магнитогорске.
На прилавках магазинов можно встретить в большом количестве фермерские колбасы и сыры, очень много выпечки: круассаны с разными начинками, рогалики, булочки. На каждом углу – палатки с уличной едой. Повсюду продают пиццы, но они очень странные: тесто, томатный соус и сыр. Все! Иногда можно встретить кусочки оливок и грибов. Еще одно распространенное блюдо – фалафели (шарики из нута) в пите (лепешке) с различными салатами и, например, хумусом. Его, кстати, недавно попробовала, правда в ресторане, не на улице. Относилась к нему настороженно, а зря. Очень вкусно! Что касается общепита, то порции везде просто огромные. Всем без исключения приносят чашечку кофе размером с наперсток и десерт, как комплимент от заведения. Здесь не едят и не продают свинину, за исключением русских магазинов. И вообще, тут многое не так, как у нас на Родине.
Наблюдая за Инстаграм Екатерины, можно смело сделать вывод, что о переезде она не пожалела. Она каждый день удивляется интересным вещам и рассказывает об этом своим подписчикам. У семьи Фокиных началась новая жизнь!