О предназначении литератора
- Есть такой тип литераторов, которым сверху кто-то что-то диктует, а он просто записывает. Я ненавижу их всем своим существом, ведь они пишут графоманию! Либо ему какой-то идиот диктует, либо он плохой проводник, другого варианта нет.
Я не пишу кровью сердца, как один писатель, который после очередного рассказа напивается, выгоняет на мороз семью, бьет жену, потому что он вот исстрадался, у него душа болит.
А у меня забава: я пишу руками, набираю тексты и не ставлю сверхзадачу спасти народы, объяснить России, как ей спастись. Если всерьез буду об этом думать, меня надо отправить в психбольницу. Я просто пытаюсь качественно делать свою работу. Я беру для себя самые сложные, важные темы: отцовство, чувство родины. Я об этом пишу, но наделять это необычайным пафосом не буду.
О современной литературе и нежелании ее читать
- Недавно одна женщина мне сказала (возможно, это не ее точка зрения), что современная российская литература — это апофеоз похабщины, которая выдается за мировоззрение. Да, сейчас у нас книги пишут все: Собчак пишет, Ургант пишет, Соловьев. Но я могу вам назвать с два десятка имен людей, которые держат уровень русской литературы: Михаил Тарковский, Александр Терехов и многие, многие другие. По моему мнению, такая позиция оправдывает собственное нежелание читать.
Как-то журналист Александр Невзоров сказал: «Я не читаю современной литературы, я привык иметь дело с проверенными вещами». Если бы Невзоров был современником Толстова и Достовского и сказал бы тоже самое, он был бы полным болваном! Сейчас говорят, что надо подождать столько-то лет (как будто все по 300 лет собираются жить!), тогда мы проверим, классика это или нет, тогда и будем читать. Валентина Распутина изучают при жизни. Разве нужно двести лет подождать, чтобы понять, что это классика?
А знаете, как сейчас люди оправдывают свое нежелание читать? У них полно своих проблем, больше, чем у маниакального читателя Менделеева. Они думают: «Я не хочу вникать в чужие проблемы, но смотрю сериал с 256 героями и знаю, кто там с кем спит». А вот такую книжечку тоненькую прочитать, времени нет.
Не читаешь и не читай, но не надо парить людей, что у тебя куча проблем и ты такой занятой! Я езжу часто из Москвы в Нижний Новгород и вижу, как в поезде два человека читают, остальные смотрят в окно 4 часа. У них наверное, много мыслей...
Вы думаете мне не хватает на жизнь? Хватает! Я продал в России полмиллиона книг, на эти деньги я кормлю своих детей.
Дело в том, что чем мы меньше сверяем свое самосознание с культурными источниками (с хорошими книгами, театром, музыкой), тем больше мы понижаем свою культурную планку.
О политике
- Политическим лидером я стать не хочу, хотя окончил Школу публичной политики на отлично, да и жизнь неизбежно вовлекает в политику.
Периодически встречаюсь с людьми из российского парламента, они мне говорят: «Я профессиональный политик. А вы, что вы там делаете? Книжки пишите? Ну и пишите дальше!» Неизбежно думаю при этом: «А я политик больше чем вы в сто раз!» Ленин, Троцкий, Бухарин — они были профессиональными политиками, потому осмысляли действительность, суть ее экономики, социологи, психологии, написали десятки томов. А теперь у нас профессиональный политик тот, у кого было 100 млн баксов и он избрался в Думу.
Мне вообще не очень нравится управлять людьми. В «Свободной прессе», «Новой газете» у меня в подчинении 200 человек. Мне даже это в тягость.
Когда я руководил 12 бойцами ОМОНа и мы в очередной раз шли на зачистки, мне всегда хотелось выйти вперед, хотя командиру не положено.
Всегда испытываю это желание сделать все за остальных. Когда я работал редактором, я полгазеты писал сам, думал примерно так: «Они плохо пишут, лучше я сам напишу». Так и в случае с политикой: начнешь ей заниматься, будешь лезть во все дела и сойдешь с ума, как Ленин.
О семье
- У меня четыре ребенка от одной жены Маши. Старший сын Глеб, Игнат, дочь Кира ходят в школу, Лиличке, которой 2 года, она - в садик. Вообще школьное обучение в России — главный враг демографии. Столько уроков задают! Каждый день 2-3 творческих задания. В час ночи жена вынуждена делать какого-то ежика на кухне. Минобразование говорит, что все это для того, чтобы родители с детьми больше времени проводили. Тогда пусть будет четыре родителя, чтоб двое работали, а двое с детьми занимались!
Отличие нашей семьи в том, что наши дети в принципе не знают, что такое телевидение: около 15 лет у нас его не было. Мы месяц назад подключили интернет и нам в подарок досталось кабельное. Дети подошли пощелкали и отошли, ведь они выросли в другой атмосфере, где есть книги и музыка и запрещены слова «мне скучно». Дети сами организуют себе досуг: возьмут книжку почитают, порисуют, сделают что-то своими руками...
...Полтора часа творческой встречи пролетели поистине незаметно, режиссеру драмтеатра Максиму Кальсину волевым усилием пришлось прервать разговор, ведь подходило время начала спектакля другого современного автора в рамках Театральной Лаборатории. Но гости вечера не хотели отпускать Захара Прилепина без автографов: автору пришлось еще немного задержаться в фойе.