В более чем 800 кинотеатрах в октябре вышел фильм «Без меня». Сборы за первый уикенд составили свыше 40 млн рублей. Это первый проект Николая Ларионова, в котором он прошёл полный цикл продюсирования: от поиска сценария и инвесторов до выпуска в прокат. Николай Ларионов надеется, что эмоциональный фильм-квест понравится и магнитогорцам. О том, как создаётся кино, мы узнали из первых уст.
- В первую очередь нам интересно, как человек с техническим образованием, выпускник МГТУ, стал продюсером?
- По образованию я инженер-технолог, получил специальность «Обработка металла давлением». Считаю, что техническое образование мне пригодилось: оно дисциплинирует, помогает мыслить системно. По профессии недолго поработал в «Уралкорде» (компания занимается производством продукции из чёрных металлов — прим. ред.). Параллельно изучал статистику и аналитику кинопроката, занимался прогнозированием кассовых сборов на «КиноПоиске», пусть звучит нескромно, но у меня получалось это делать порой лучше всех на данном сайте. На меня вышла редакция профильного журнала «Бюллетень кинопрокатчика» и предложила прогнозировать сборы уже в рамках киноиндустрии. В издании я был сначала ведущим аналитиком, потом заместителем главного редактора.
- Получается, из Магнитогорска в Москву Вы переехали по долгу службы?
- Да, ведь издательство журнала, в которое меня позвали, находилось в Москве. В столице я живу уже семь лет. Вообще, всё, что связано с кино, концентрируется здесь. В Москве много киношкол, кинокомпаний, продакшенов, съемок. К тому же в столице находится самый крупный киноконцерн страны «Мосфильм».
- С чего начался Ваш творческий путь в Москве?
- Важную роль сыграло обучение режиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Также работа в сценарной группе Фонда кино. Также значимой оказалось работа в кинокомпании «Марс Медиа», сделавшей такие проекты, как «Великая», «Золотая орда», «Аритмия», и в инвестиционной компании «Маяк Кэпитал».
- Почему решили связать свою жизнь с кино?
- Кино мне было интересно с детства. Я очень много смотрел и смотрю фильмы самых разных жанров и производства различных стран.
- В чём заключается работа продюсера?
- Продюсер находится в поисках идей, сценариев, талантливых режиссёров. Потом ищет финансирование. Помогает режиссёру в формировании съёмочной команды. Решает проблемы на съёмочной площадке, если вдруг с ними не справляется исполнительный продюсер. Важный этап – монтаж фильма. Крайне важен выпуск фильма на экраны – взаимодействие с кинопрокатчиком, с маркетологами. Поиск креативных решений по продвижению.
- Театр начинается с вешалки, а кино?
- В кино самое главное и самое сложное – сценарий. Очень мало хороших историй. Но киноиндустрия развивается, растёт и, думаю, хороших фильмов будет выходить всё больше.
- Может ли обычный человек, далёкий от кино в целом, предложить идею или попробовать написать сценарий?
- Может, конечно, но создание кино – это такая же работа, как и все остальные. Очень важно образование, среда, «насмотренность» и так далее.
- В создании каких картин Вы приняли участие?
- В фильме «Без меня» Кирилла Плетнёва, который сейчас идет в кинотеатрах по всей стране. Второй проект, где в производстве участвовало очень много продюсеров и кинокомпаний, выйдет в конце декабря – приключенческий экшен «Т-34», режиссер – Алексей Сидоров, сделавший «Бригаду» и «Бой с тенью». Это очень большое и зрелищное кино с Александром Петровым в главной роли. Этакий «форсаж на танках» снимали, в том числе в Чехии, двумя группами, в танках было установлено по четыре-пять камер, актёры сами управляли танками. Надеюсь, зрители оценят кино по достоинству.
Сейчас монтируем новый фильм Оксаны Карас, победителя «Кинотавра», картина называется «Выше неба». Как и «Без меня», она будет очень эмоциональной, с яркими женскими характерами. И ещё несколько проектов в разработке – все это в кинокомпании «Марс Медиа», где я и мои коллеги активно развиваем направление полнометражного кино.
- Как появилась идея создания фильма «Без меня»? Сценарий был написан специально или, возможно, по какому-то произведению?
- Мы познакомились с Дашей Грацевич, сценаристом сериала «Измены», который успешно прошел на ТНТ. Она сказала, что у неё есть сценарий полнометражного фильма. Мы почитали и пришли в восторг. Он тогда назывался «Неидеальные». Стали искать режиссёра, партнеров по производству. И примерно год назад начались съёмки. Половина смен снято в Москве и Подмосковье, остальные – в Краснодарском крае.
- С кем из знаменитостей Вы успели поработать?
- Ну, вот в том же фильме «Без меня» сыграли две замечательные актрисы: Любовь Аксёнова и Полина Максимова. Съёмки в экспедиции были очень сложные. Случались и падения с мотоцикла, и заболевания, и штормовое предупреждение, но и Люба, и Полина справились со всеми вызовами. Сами ныряли в горное озеро в ноябре, научились управлять мотоциклом. Они проделали невероятную работу и это, конечно, вдохновляет. То же самое можно сказать и про парней из «Т-34»: про Александра Петрова, Антона Богданова, Виктора Добронравова, Юрия Борисова. Под руководством Алексея Сидорова они выложились по полной.
- Расскажите, как выглядит процесс кинопроизводства?
- Большая группа людей из разных департаментов - оператор и его группа, художник-постановщик со своей командой, художники по костюмам и гриму, ассистенты режиссёра, актёры, рабочие, исполнительные продюсеры и директор производства – все работают в слаженной команде, чтобы успеть снять кино в обозначенные сроки и суммы. Всегда возникают препятствия, погодные, человеческие, которые надо преодолевать. Это довольно напряжённое занятие. Но оно того стоит – когда ты видишь кино на большом экране, когда читаешь положительные отзывы зрителей в соцсетях.
- Можете раскрыть секреты успешной карьеры в кино?
- Как и в любой сфере, мне кажется, надо любить свое дело и работать на сто процентов. Если верить в свои силы, не стоять на месте, то рано или поздно всё получится.
- Какие дальнейшие планы?
- Помимо кинопродюсирования, есть цель написать книгу по аналитике и кинопрокату.
- Есть ли планы, связанные с Магнитогорском?
- Я мечтаю спродюсировать полнометражный фильм про хоккей в Магнитке. У меня даже есть сценарий. Лет пять назад на одном из кинокампусов мне сказали, что зрителю будет неинтересен фильм про хоккей. Потом вышли «Легенда №17» и сериал «Молодежка». И сейчас, если снимать подобный фильм, то уже будут говорить, что эта картина вторична и слишком много проектов про хоккей. Хотя мне нравится написанная история и, надеюсь, получится довести её до реализации. Хоккей – это моя вторая страсть после кино.