Митинг согласовали в сквере Колющенко, на Доватора. Эта улица не так далеко от центра, одним концом упирается в железнодорожный вокзал. Только ощущение — как на нашей Вокзальной: панельные многоэтажки и магазины стройматериалов. Неуютно.
Сам сквер окаймлён массивным забором с орнаментом, в центре которого — яркая красная звезда. Рядом с полицейскими, звезда уже не кажется символом революции, скорее — знаком красной армии. А советы успешно боролись с несогласными. Сам Колющенко, впрочем — местный революционер.
На территорию митинга можно войти только через большие ворота. Там, в проёме, установили несколько металлоискателей. Проходить через них всегда страшно — очередь, давящие взгляды полицейских, ощущение подавленности. Зато сразу за барьерами вовлекает протестный разгул. Флажки, плакаты, петиции, транспаранты. И все — «против».
Люди против Томинского ГОКа. По словам координаторов протеста, предприятие, строящееся в считанных метрах от Челябинска, повредит воды Шершнёвского водохранилища — откуда город берёт воду. Для стройплощадки вырубят 3 тысячи гектаров леса, который раньше был «защитным».
При работе, в воздух может выделяться мышьяковистый водород. Другие соединения пойдут в почву. И всё — ради нескольких тысяч рабочих мест и 30-летнего производства, негодуют активисты. Их негодование разделяют и другие челябинцы, пришедшие на митинг.
Три недели назад одному из координаторов, Василию Московцу, позвонил президент Владимир Путин. После этого, по словам мужчины, начался диалог с властью, с губернатором, который не могли наладить на протяжении четырёх лет. Этот митинг собрали, чтобы ещё раз показать властям, что происходит.
— Мы начинаем переговоры не с РМК. Нам с ними просто не о чем разговаривать. Мы начинаем переговоры с органами власти, с единственной целью — чтобы доказать, что этот проект не может быть реализован, — заявил Василий Московец.
Как позже, во время митинга, объяснит активист, они договорились с губернатором о серии рабочих групп. Начнут с разговоров по социальным и экономическим вопросам: «Будем обсуждать — а сколько на самом деле там предлагают нам рабочих мест и есть ли в них какой-то смысл».
— Следующим этапом пойдут специалисты технические. Соберутся рабочие группы по воде, лесу, проблеме рекультивации коркинского разреза. Нам всегда есть, что сказать, — добавил координатор движения Стоп-ГОК.
Первым слово взял другой лидер протестной акции, Сергей Белогорохов. Он напомнил горожанам, что 2017 год объявили годом экологии. И именно в этом году на Челябинскую область обрушились бесконечные НМУ, проблемы с водой, выбросы радиоактивных веществ. И главное — началась стройка ГОКа.
Потому, митинг начали с минуты молчания. В память о тех, кто ушёл из жизни из-за онкологических заболеваний. В память о неродившихся детях из-за загрязнения воздуха. В память о погибших животных, землях, лесах, уничтоженных промышленниками. Минута молчания «Году экологии».
На сцену поднялась активистка экологической вахты «Не молчи» Ирина Гладышева. Их волонтёры выходят на одиночные пикеты перед резиденцией губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, чтобы напоминать местной власти о существующей проблеме.
Женщина почти навзрыд рассказывает про задержания, случившиеся в день приезда Владимира Путина. Говорит, одиночные пикеты по закону не согласовываются, что правда. Но, по словам активистки, они решили согласовать — и получили «добро».
А после «добра», в день приезда президента, получили административные дела — 3 штуки. И одно уголовное дело. Хотя за день до этого свои пикеты провели дольщики «Речелстроя» — без «особого» внимания со стороны правоохранительных органов.
— Меня задерживали в Ленинском районе. Но потом по звонку перевели в центральный РОВД. И при этом моё дело попадает к судье, которая ведёт дело против Гамиля Асатуллина, которая выписала административный штраф Борису Золотаревскому (все — активисты движения «Стоп-ГОК»), — недоумевает Ирина Гладышева.
Затем на трибуну всходили разные эксперты. Одни повторяли про экономические угрозы проекта. Другие напомнили, что активное производство продлится несколько лет, а ущерб природе будет восстанавливаться несколько десятилетий.
Не обошли стороной и организацию, ответственную за Томинский ГОК. Предприятие строит «Русская медная компания». По словам экономистов, большая часть учредителей находится на Британских и Каймановых островах. Иначе — в оффшорных зонах.
Люди замерзали — термометр показывал под -5 градусов. Ждали главных спикеров, людей из Москвы, членов Совета по правам человека при президенте Российской Федерации. По задумке организаторов, они должны посмотреть на всё своими глазами — и передать Путину.
— Просто представители президента? Это не просто представители президента, — надеется на продолжительный диалог Василий Московец, говоря о роли СПЧ в реальном решении проблемы.
Гости прибыли к середине мероприятия. Из столицы приехали председатель Совета по правам человека Михаил Федотов и член СПЧ Иван Засурский. Иван Иванович посочувствовал челябинским журналистам: «Мне очень жаль, что вам приходится здесь жить».
— Проеблема не только в ГОКе, это только часть пролбемы. Потому что ГОКа ещё нет, а дышать трудно. Такого насыщенного запахами воздуха я в других городах не видел. Решать нужно комплексно, — прокомментировал ситуацию советник президента Михаил Федотов.
По его мнению, помочь может новая структура, которая будет взаимодействовать напрямую с губернатором — Совет по правам человека при губернаторе Челябинской области. Однако, по словам Михаила Александровича, созвать его может только Борис Дубровский.
По задумке, в совет должны войти активисты разных протестных движений, в том числе со «Стоп-ГОКа». В свою очередь, федеральный СПЧ сможет делегировать в область нескольких своих членов.
— Проблема не только в ГОКе, это только часть проблемы. Потому что ГОКа ещё нет, а дышать трудно. Такого насыщенного запахами воздуха я в других городах не видел. Сейчас утрачено доверие у людей, ничего не получится. Нужно сначала завоевать доверие, — сообщил председатель Совета при президенте.
Иван Засурский, в свою очередь, рассказал об особом экопроекте для Челябинской области. Хотят запустить вневедомственную, автономную, независимую систему мониторинга качества воздуха и воды в городе. Помочь должны датчики, которые с 1 января станут обязательными для предприятий.
— Мы хотим запустить пилот в городе и в области, чтобы мы могли точно знать, кто и когда и как загрязняет воздух. Самое главное понять, что происходит. Я чувствую запах, но нам нужны объективные данные, — сообщил Иван Иванович.
Однако, что это за проект, на какой стадии разработки он находится, кто будет курировать систему, люди из СПЧ не уточнили. Советник президента Михаил Федотов сказал, что «эта идея очень перспективная» и они «только-только начинают этим заниматься».
Под конец митинга слово дали представителю магнитогорских экологических активистов, Руслану Кривошееву. Он напомнил сотням людей, что в Магнитогорске воздух тоже не самый чистый. А если верить официальной статистике — грязнее Челябинского.
Так, по данным доклада регионального Минэкологии, за прошлый год предприятия выбросили в воздух 568 тысяч тонн опасных веществ. Из них «уловили и обезвредили» лишь 374 тысячи. По сравнению, в Челябинский воздух вышло 148 тысяч тонн грязи. Это больше полутоны на человека.
— Почему для нас для всех, не только Челябинцев, важен именно «Стоп-ГОК»? Это прекрасный опыт протеста, прекрасный опыт успешного ведения действий по защите интересов граждан. Поэтому, челябинцы, магнитогорцы с вами. Мы все будем продолжать бороться против этого ГОКа, — заявил магнитогорский активист.
«Стоп-ГОК», действительно, уникальный пример протеста. На одном митинге собираются казаки, коммунисты, спортсмены, офицеры, представители юридических объединений. Кажется, все общественные объединения Челябинска отправили на митинг своих представителей.
В Магнитогорске же борьба за экологию не успела разгореться. Активистов, может быть, человек 15. На прошедший митинг пришли человек 100. Многие, по словам участников группы, просто не верят в перемены. Однако челябинский опыт показывает: чего-то да можно достичь.
Сейчас магнитогорцы составляют петицию. Требуют народного контроля при проведении замеров на ММК. Поставить подпись можно в мобильном пункте сбора, которые дежурят возле торговых центрах. Или заполнив анкету на сайте.