Выбор профессии пожарного — это предназначение или осознанный выбор?
Родители сыграли важную информационную роль на определенном этапе формирования моего мировоззрения, потому что я готовил себя стать юристом и тогда только заканчивал лицей Российской академии наук. У меня и профиль уже был тогда «Государство и право стран». Я рассматривал вариант получения юридического образования и работы в этой области. Моя мама на тот момент работала главным бухгалтером в МЧС и сталкивалась уже с деятельностью пожарных: видела мужчин, которые приезжают с пожаров, видела чем они занимаются. Я приходил на экскурсию в часть и общался с сотрудниками того времени, которые рассказали мне про профессию и я вдохновился. Родители сказали, что тебе никто не мешает получить юробразование и стать юристом в МЧС — так оно почти и получилось... Сегодня это образование дает немало пользы в моей повседневной деятельности и кадровой воспитательной работе. Мне приходится заниматься вопросами приема или увольнения со службы, воспитывать личный состав, в том числе мужчин, которые старше меня по возрасту и это не просто. Я не жалею, что прислушался к мнению своих родителей в свое время и считаю, что я попал по адресу. Мне нравится та работа, которой я занимаюсь.
Вы помните свой первый выезд на пожар?
Я был тогда еще стажером. Мы прибыли на пожар к горящему зданию, находящемуся вблизи железной дороги. Обнаружили, что горит заброшенный сарай, который был выстроен из железнодорожных деревянных шпал, пропитанных смолянистой жидкостью, которую потушить водой практически невозможно и с собой мы имели стандартный запас воды, но этого объема не хватило бы без дополнительной заправки.
Очевидцы сказали, что здание давно заброшено, что ни бомжи, ни постоянные жители его не посещали и ценности там быть не могло. Поэтому было принято решение здание не тушить, в виду нехватки огнетушительных веществ и отсутствия в радиусе километра источника воды.
Мы подготовили технику на случай распространения пожара и ухудшения погодных условий и решили дождаться когда здание полностью выгорит. Пожарные немного расслабились, сели рядом на завалинке пообщаться, пошутить, покурить... В это время следовал поезд. Дым от пожара распространился на какое-то расстояние и машинист электропоезда увидел его издалека, почувствовал и успел сбросить скорость и, фактически напротив нас остановившись, подал гудок сигнал. Люди, которые находились в элеткропоезде, прильнули к окнам и увидели, что горит здание, сидят пожарные у машины и не принимают никаких действий. Мне, как молодому курсанту и будущему офицеру пожарной охраны, было неспокойно на душе, потому что меня тогда уже беспокоило общественное мнение: «Что же про нас скажут, что же подумают?» Когда старшие опытные товарищи сказали: «Успокойся, это нормально. Все знают, что такое безводный район и никто не осудит». И как раз после гудка машиниста один из пожарных, затянувшись сигареткой, в пол оборота кидает фразу, которая на тот момент меня просто прибыла к земле и мне было смешно и неудобно одновременно: «Езжай-езжай, сами доберемся!». Что пожарные народ с юмором — это я понял с первого дня работы в пожарной охране.
Позже, уже окончив обучение и набравшись опыта, я понял, что таких ситуаций тысячи и каждая из них индивидуальна. Если не относиться к ним с юмором — тогда в профессии, наверное, тоже делать нечего, потому что пожар пожару рознь и такой забавный случай один из немногих, а остальные — это серьезный риск.
Что сложного Вы могли бы отметить в работе пожарного?
Контакт с людьми очень сложен. Было, что тушили пожар в доме на пересечении улиц Ленина и Ленинградской. Там была женщина пожилая массой где-то больше 100 кг. Она жила на пятом этаже. Ее надо было эвакуировать, но через подъезд это было невозможно.
Подогнали автолестницу с люлькой и ей надо было просто перешагнуть через балкон в эту люльку. Женщина сказала: «Нет, я не могу! Я умру, оставьте меня здесь».
Тогда туда направили двух пожарных с дыхательными аппаратами, они надели на нее маску и до полной ликвидации пожара были рядом с ней. Всего лишь шаг, но не каждый на это способен. Поэтому пожарные также отрабатывают технику спасения людей. Но это частные случаи, а в основном проходит все нормально.
Часто ли слышат спасатели слова благодарности от людей?
Специфика работы на пожаре заключается как раз в том, что когда угроза миновала и все спасены нужно быстро восстановить дееспособность, потому что в любое время придется тушить новый пожар. И в большинстве своем пожарный народ вообще не тщеславный, они не ищут каких-то там лавров победителей и благодарности от людей. Задача — быстро собрать оборудование, привезти технику, пополнить запасы огнетушащих веществ и вернуться в подразделение. Поэтому такие ситуации без всякого юмора развиваются вполне серьезно и, выполнив свою задачу, никто не ждет пока кто-то скажет спасибо.
Какой случай оставил в Вашей памяти грустные воспоминания?
У меня был случай достаточно серьезный, который остался отпечатком, наверное, на всю мою жизнь. Был это 2001 год, я тогда занимался профилактикой пожаров и расследованием в пожарном надзоре. В одном из общежитий улицы Бахметьева произошло возгорание в лифте. Была даже позже такая статья в одном из печатных изданий: «Лифт в преисподнюю». Там произошла ситуация, которая не могла не затронуть душу любого человека. Девятилетний мальчик, проживающий в этом общежитии, ждал лифт. В это время вышли на площадку мужчина с женщиной. Как позже выяснилось, они из одной из комнат общежития украли полуторалитровую бутылку со спиртом. Именно в лифте они решили его проверить и подожгли прямо у горлышка бутылки. Резко это в руках все вспыхнуло, бутылка из рук у мужчины выпала, все разлилось и воспламенилось.
Пока лифт спускался вниз с восьмого этажа, люди в нем горели заживо.
Мальчик получил серьезные ожоги, находился долго в травматологическом отделении третьей детской больницы и я с ним общался лично. Я был удивлен, что он оказался стоек к этой ситуации и даже пытался шутить на эту тему, разговаривал со мной, как взрослый человек, а не как ребенок. Эта ситуация вызвала во мне негодование ко взрослым людям, к такой безалаберности, когда с ними рядом находятся дети. Элементарный вопрос безграмотности в области пожарной безопасности. В тот момент я понял, насколько важно заниматься этим вопросом с населением.К счастью, мальчик выжил, но его внешность была сильно испорчена из-за большого количества ожогов.
По Вашему мнению, пожарный — какой он?
С настоящими пожарными, к счастью, я знаком не шапочно: я знаю как они работают на пожарах и вижу какими они оттуда возвращаются. Многие отказываются от каких-либо наград и медалей, говорят: «Не надо мне ничего — я отработал и слава Богу!». Есть, конечно, люди не без доли тщеславия и хотят, чтобы вся грудь была в медалях, но не бывает таких людей, которые бы носили их незаслуженно. За этим железом (Прим.ред. — медаль) стоит тяжелая и рисковая работа, но кто-то предпочитает медалям и хвалебным песням скромный почет и уважение товарищей. Потому, что уважение намного больше весит и значит, чем медали на груди у каждого. Поэтому настоящий пожарный должен обладать безусловной решительностью и смелостью, но она должна быть благоразумной, потому как подвиг ради подвига не приветствуется ни в одном коллективе пожарных. Ради спасения людей никто никогда не останавливался и шли спокойно без рассуждений. Никто не думает в этот момент ни о медалях, ни о своей семье, ни о себе, ни о наградах. И, пожалуй, важно милосердие. Пожарный, который не милосерден — это, наверное, уже не пожарный. Умение пережить чужую боль — это тяжело морально, поэтому все кандидаты, которые приходят, проходят профессиональный отбор у психолога и многие не попадают к нам на службу.
Иногда ребята уходят действительно на нас обиженные, а мы считаем, что лучше сейчас тебе отказать, чем потом смотреть в глаза твоей матери, вдове и близким.
Каких принципов в своей работе Вы придерживаетесь?
Самый главный принцип, особенно с учетом сегодняшнего рода деятельности: не поступай по отношению к другим так, как не хотел бы, чтобы поступили с тобой. Это принцип который заведан нам, наверно, самим Богом, жизнью, родителями, ну и профессией, безусловно. Надо стараться быть неравнодушным, ведь мы очень очерствели из-за того, что нас окружает в мире, в политике, в экономике и в быту.
Когда у человека черствеет сердце, очень сложно с ним общаться, работать и вообще выстраивать какие-то личные отношения.
Какую часть Вашей жизни занимает работа? Есть ли время на семью?
Времени хватает и на семью, главное — иметь желание. Бывают дни, когда я ухожу, семья еще спит, я прихожу — семья уже спит. Но это все-таки исключение из правил, в повседневной деятельности находится время на семью, с детьми пообщаться. У меня трое сыновей и замечательная супруга. Я их очень люблю и если не ради них, то тогда ради чего работать?
Хотели бы, чтобы Ваши сыновья пошли по стопам отца?
Я готов рассказать им о профессии, если они посчитают нужным связать свою судьбу с ней, но тянуть их за уши не буду. У каждого свой путь и совсем не обязательно, чтобы сын пожарного стал пожарным. Я не придерживаюсь этой логики.