Мужчины возвращаются в школы
Заключительный этап конкурса «Учитель года — 2016» прошёл в актовом зале школы № 5. Прошедшие в финал участники презентовали методы своей работы в рамках мастер-классов. Каждому из финалистов давалось 20 минут, чтобы увлечь своим предметом зал, наполненный преподавателями. Оценивали работу участников не только жюри, но и представители родительских комитетов.
Этот год для конкурса выдался не совсем обычным: в номинации «Учитель школы» преподаватель технологии школы № 38 Татьяна Устенко оказалась в мужской компании. Большое количество мужчин радует организаторов конкурса, но большого значения этой особенности они не придают.
Коллеги-мужчины необходимы в коллективе как минимум, чтобы разбавить женские коллективы с не всегда простыми отношениями, оценить ситуацию с мужской стороны. А женщины-педагоги находят и ещё одно «применение» мужчинам в школе: они и проектор установить помогут, и столы передвинут.
Правда сами же дамы признаются, что мужчины-педагоги могут затеряться в женском коллективе. «У нас мужчин немного, и они все очень скромные, не участвуют в общественной жизни школы. Зато при умении заинтересовать учеников, они проявляют к ним большой интерес, потому что пока учителей-мужчин не так много», — рассказывает заместитель директора школы № 5 Ольга Пелих.
Молодость работе не помеха
«Учитель года» всё больше становится конкурсом молодых. Педагогический стаж большинства участников не превышает восьми лет (за исключением Евгения Викторовича Попова). Несмотря на это, молодым учителям есть чем гордиться: некоторые из них уже не первый раз выходят в финал городского конкурса. И если в общественной жизни они не сильны, по мнению женщин, профессионально они растут не по годам.
Финалист конкурса Иван Чернобривец, учитель истории из школы № 51 пятый год работает с детьми. Рассказывает, что коллектив, хоть и в большинстве своём женский, остаётся профессиональным: коллеги всегда придут на выручку, если возникнет затруднение, поделятся педагогическим опытом.
На мастер-класс Иван подготовил методику работы с источниками информации на уроках истории. Вместе с «учениками», роль которых играли его коллеги, весь зал познакомился, как можно лучше узнать эпоху 1930-х годов по плакатам, газетам, песням и даже анекдотам. Для Ивана это уже второе участие в конкурсе: три года назад он вышел в финал конкурса «Педагогический дебют». Отмечает, что конкурс стал сложнее и интереснее, темы — острее и актуальнее. «Сейчас происходит гуманизация, компьютеризация школьного образования. В современном образовании выросла роль ученика, а учитель стал организатором, а не центральной фигурой», — рассказывает Иван.
Второй финалист, Евгений Знаменский, учитель истории гимназии № 53, пользуется на своих уроках методикой мозгового штурма. Ученики Евгения отвечают на многоуровневые вопросы, схожие с вопросами из «Что? Где? Когда?» и сочиняют такие вопросы сами. Так, на мастер-классе учитель истории дал возможность залу угадывать, что лежит в чёрном ящике.
Для Евгения участие в конкурсе «Учитель года» тоже не первое. Три года назад он также вышел в финал в номинации «Педагогический дебют».
«Я уже знаю к чему готовиться, но в то же время стало больше ответственности. Сейчас мне есть что показать», — делится впечатлениями Евгений Знаменский.
В педагогике Евгений четвёртый год. В его коллективе шесть мужчин, поэтому женского «засилья» молодой педагог не ощущает.
Ещё один мужчина в составе финалистов — Константин Проценко — учитель информатики школы № 30. Его педагогический стаж составляет 7,5 лет. Постоянное развитие информационных технологий делает его специальность одной из самых подвижных, тем более, что ученики тоже являются активными пользователями Интернета. Но это не всегда означает, что они разбираются в информатике.
«Дети умеют сидеть в соцсетях, общаться, скачивать музыку, но когда начинаешь с ними работать, понимаешь, что об интернете они знают очень мало, даже не умеют правильно сформулировать запрос в поисковых системах», — рассказывает Константин.
Рабочий коллектив Константина — тоже женский. «Если нужно что-то перенести, работать с техникой, женщины зовут нас. Да и мужское мышление тоже должно присутствовать в коллективе. У нас с вами ведь разная логика. Для учеников тоже важно видеть мужскую реакцию, мужской подход к делу», — поясняет учитель.
На мастер-классе Константин предстал в образе великого комбинатора Остапа Бендера и рассказал о своей методике развития комбинаторного мышления.
Объявления «Муж на час» уже не актуальны
Самым взрослым участником конкурса в этом году стал Евгений Попов — учитель технологии школы № 47. В школе Евгений Викторович работает второй год, однако до этого он готовил учителей технологии в МаГУ и является кандидатом наук. Его общий педагогический стаж составляет 22 года.
«Сейчас в школе у меня есть возможность узнать, правильно ли я обучал педагогов, для меня это интересный опыт. В конкурсе я участвую впервые, волнуюсь, как будто вновь защищаю кандидатскую диссертацию», — рассказывает Евгений Попов.
На мастер-классе Евгений Викторович научил весь зал, как отремонтировать розетку самостоятельно и правильно повесить часы, не пользуясь услугами «мужа на час». Теория решения изобретательских задач, которую применил учитель, по его мнению, скоро может стать отдельной специальностью. Такие специалисты могут подойти креативно к решению любых проблем.
Единственной женщиной, вышедшей в финал конкурса, стала Татьяна Устенко — учитель технологии из школы № 38. Она преподаёт технологию девочкам четыре года. «В основном, девочки интересуются интерьером и кулинарией. Мы разрабатываем с ними интерьеры, расставляем мебель, подбираем цветовые схемы», — рассказывает Татьяна.
На мастер-классе Татьяна наглядно показала, как дети изготавливают недорогой и оригинальный конфетный букет на 8 марта и 23 февраля. Для девушек букет тюльпанов с конфетами обошёлся в 160 рублей, а для мужчин рог изобилия — в 129 рублей. Ученики не только сами мастерят поделки, но и рассчитывают, сколько составит её себестоимость.
Татьяна не переживает о конкуренции с мужчинами в конкурсе, ведь оценивается здесь педагогическое мастерство, а оно от пола учителя не зависит.