Мы решили выяснить, на каком этапе творческого пути находится Елена, для чего попросили консультации у профессионала. Нина Гриневич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка ФИИД откликнулась на нашу просьбу и прокомментировала работы начинающего автора: «Творчество Елены заслуживает внимания и может претендовать на «наивное» искусство (искусство примитивизма, умноженное на эстетику автора известного полотна «Крик»). Есть гротеск, есть и экспрессия, есть попытка заглянуть в души портретируемых... Не всё однородно, что касается критериев художественности. Иногда заметно, что автору не достает грамотности рисунка. Однако ободряет то, что художник в пути, в действии. Ведь чтобы играть на арфе, нужно играть на ней!»
Рисует Лена не на продажу или для выставок, а для себя, для родных и друзей. Корреспондент Magcity74.ru побеседовал с ней, выяснив, в чём можно почерпнуть вдохновение в современном мире.
– Как к тебе пришла идея писать картины?
– Будучи ребёнком, я перешагнула порог изостудии, где познакомилась с первым и главным учителем в моей жизни – Верой Степановной Тихомоловой. Стены в её маленькой «стране чудес» были расписаны яркими цветами, атмосфера праздника и счастья царила в каждом уголке, и под звуки скрипящей пластинки мы, дети, создавали свои искренние рисунки на шершавых мольбертах.
Спустя годы я испытала похожие эмоции, встретив на своём пути удивительного художника Алексея Дёрина и познакомившись с его миром, вычищенным от зла, боли и серости. Именно тогда мне безумно захотелось писать картины вновь.
– Почему именно пальцами?– Я сразу поняла, что взаимодействие с масляной краской – это отличная терапия. Первые же мои неуклюжие опыты работы с ней вызвали дикий восторг и умиротворение. Я знакомилась с краской руками, и вся была похожа на палитру. Очень скоро мне стало очевидно, что тёплые пальцы гораздо явственней способны передать жизнь и то, что идёт от сердца. Хотя на завершающем этапе работы над картиной я, безусловно, прибегаю к помощи кистей и мастихина.
– Что для тебя в преимуществе: просчёт картины до мелочей или свободная импровизация?– Я сажусь перед белым холстом под музыку, которая ассоциируется у меня с пока туманным образом в голове. Без предварительных набросков выкладываю силуэт. Бывает, что дело не ладится – я удаляю написанное снова и снова, пока не добьюсь результата. Любая картина связана у меня с определёнными переживаниями. Большое значение имеет цвет: красный для меня – цвет тепла и любви, синий – чаще чужой и колючий.
– Что или кто вдохновляет тебя на творчество?
– Не устаю говорить о том, что меня очень сильно вдохновляют люди – интересные и разные. Я к ним тянусь и пытаюсь их ощущать. Кроме того, совершенно немыслимые процессы в моем организме, сравнимые с полётом, вызывают встречи с театром и художественной литературой. После соприкосновения с этими видами искусства я желаю творить как никогда.
– Когда обычно приходит вдохновение?
– Иногда картина рождается как выдох после освежающего прыжка в воду, если вдруг случается какое-то яркое событие или впечатление. Быть может, это странно, но вдохновение чаще всего настигает меня после пережитого счастья. Именно при таких обстоятельствах очень стремительно (ровно за 14 дней) я написала серию из семи картин «Люди-города». Это мой тихий шёпот с оттенками красного о самобытных людях, которых я никогда не смогу узнать до конца, и самобытных городах, в которых я ни разу не была.
– Есть ли ещё что-то, чем ты увлечена?
– В разные этапы жизни пробовала творчество в различных формах. Пожалуй, самый странный эксперимент, связанный с познанием и преодолением себя, произошёл года три назад во время изучения бальных танцев: ногами я не владею вовсе, потому на моём примере неизменно изучались все ошибки.
Всегда испытывала тягу к литературе, это вылилось не столь давно в написание сказок и небольших зарисовок. Ещё я очень люблю создавать и дарить близким мне людям вещи, которые пропитаны теплом рук и уютом – добрые игрушки, вышивки бисером, вышитые крестиком картины.
– Что для тебя творчество?– Творчество – это лучшая микстура для души, способная привести мысли и чувства в стройный ряд. Это то, что помогает справляться с болью и расправляет крылья.
– Что бы ты посоветовала тем, кто мечтает творить, но боится разочарований и предрассудков?
– Среди серых будней только творчество способно заставить дышать полной грудью. Если внутри вас кто-то танцует польку и рвётся наружу – не смейте удерживать его. Форма вашего рассказа не имеет значения – в любом случае это начало захватывающего пути к познанию себя. Также очень важно здесь присутствие оценки со стороны зрителей, ведь любые плоды творчества нуждаются в отклике, пусть даже негативного характера.
Автор главной фотографии статьи - Анна Власова.