Утонуть можно везде?
Среда. Разгар рабочего дня. Район ТЭЦ — это место, наравне с Казачьей переправой, уже давно окрестили опасным. Быстрое течение, отсутствие постов медиков и спасателей создают потенциальную угрозу жизни. Несмотря на предупреждающие знаки «Купание запрещено», сюда не зарастает народная тропа. Обычные магнитогорцы приходит купаться, рыбаки — за очередным уловом. И никого не пугает перспектива утонуть.
— Я здесь, на ТЭЦ, купался шестилетним ребенком, если тогда не утонул, то и сейчас подавно, — рассуждает Олег. — С 1973 года в этих местах еще и ловлю рыбу.
Олег — один из завсегдатаев берега в районе ТЭЦ. Он, как и другие отдыхающие, ухитряется попасть сюда, даже несмотря на заваренные ворота. Предприимчивые горожане протискиваются через стальные прутья забора. Таких смельчаков на диком пляже насчитываю около десяти, включая детей. Многие из пришедших отдыхают на косе, другие, не утруждая себя переходом на тот берег, купаются тут же, на «большой земле». А кто-то пока только наблюдает.
— Хочу перейти на косу позагорать, — делится женщина лет 40, одна из отдыхающих, — Вот думаю, как это сделать, придется закатать повыше штанины.
— А купаться тоже собираетесь? Ведь здесь очень опасное место, можно и утонуть, — замечаю.
— Утонуть так-то везде можно, это как повезет.
— Здесь вероятность больше: нет ни медиков, ни спасателей, — продолжаю убеждать женщину. — Почему вы не идете на городской пляж?
— Здесь как-то спокойнее,— рассуждает женщина.
Не только спокойнее на диких пляжах, но и здесь есть возможность выпить. В официальных местах купания распитие спиртных напитков строго настрого запрещено, а здесь, пожалуйста — пей не хочу. Олег и Фаиль, мужчины, которым на вид лет 45, как раз и разливали горячительное по стопкам во время моего прихода. Друзья расположились у кирпичного строения на ТЭЦ, которое, видимо, когда-то было насосной станцией. Закуска и выпивка — на выступе, предназначенном для подоконника.
— Знакомьтесь, это наш бармен! — обратившись ко мне, сказал Фаиль, указывая на своего друга, стоящего у «барной стойки».
Несмотря на то, что на часах было еще около двух дня, мужчины изрядно выпили. И по всей видимости, даже успели искупаться. «Вода сегодня, как парное молоко!», — сказал Олег.
— А не боитесь утонуть? — спрашиваю. Мужчины заявляют, что нет, хотя и не скрывают, что знают: здешний берег крайне опасен.
— Здесь даже есть воронка, которая засасывает людей, а после выносит утопленников совсем в другой стороне, — говорит Фаиль.
— Если знаете, что здесь опасно, зачем приходите?
— Мы уже привыкли тут отдыхать, — просто говорит Олег.
Пообщавшись со здешними отдыхающими, в недоумении возвращаюсь к воротам. Навстречу мне идет еще один мужчина, решивший отдохнуть на опасном берегу. В жаркий день таких, как он, еще немало прибудет на дикий пляж.
Нашатырь для отдыхающего
Интересно, что тех, кто готов рисковать своей жизнью, хватает и вблизи официальных пляжей. Так, магнитогорцы облюбовали берег Урала за монументом «Тыл-фронту». Эта территория находится за чертой городского пляжа, буквально в паре метров от оборудованного места купания. Отдыхающие подъезжают к реке на автомобилях, рядом расстилают пледы, устраивают пикники. На вопрос — почему не идете на официальный пляж — и сами не находят внятный ответ.
— Да я сам спасатель! — шутит мужчина, один из отдыхающих. — Зачем мне оборудованные пляжи? Здесь я приехал, поставил машину, и лежу загораю.
— Но ведь автомобиль можно поставить у главного входа на городской пляж, — замечаю.
— Можно, конечно. Здесь мне просто больше нравится: народу мало, травка, а не гравий под ногами, правда, дно неочищенное, можно порезаться, поэтому купаться я хожу на пляж, а сюда — загорать.
Несмотря на то, что эта территория — вне зоны ответственности спасателей городского пляжа, сотрудники МЧС все равно присматривают за теми, кто здесь отдыхает.
— Вообще в зоне нашей ответственности только территория, огражденная забором, но если чисто по-человечески, то, конечно, стараемся наблюдать за всеми отдыхающими, — говорит матрос-спасатель. — Вытаскивать из воды и делать искусственное дыхание, конечно, еще никому не приходилось, но многие с дикого пляжа приходят за медицинской помощью, кто-то порезался, у другого голова заболела, наш медик всем в обязательном порядке помогает.
Для оказания помощи у медицинского работника целый набор лекарственных препаратов. Найдутся средства для обработки ран и ожогов, обезболивающие, а для тех, кто потерял сознание, в аптечке есть и нашатырь.
— Работы пока у нас немного, в день не больше четырех обращений, — говорит медицинский работник городского пляжа. — В основном отдыхающие жалуются на головокружения, зубные боли, тошноту, бывают и порезы.
По словам медика и спасателей, купальный сезон проходит достаточно спокойно, пока никаких серьезных операций по спасению не требовалось.
Чем официальный пляж лучше дикого?
Каждый год в Магнитогорске открывается несколько оборудованных пляжей: Северный в парке Ветеранов, в парке отдыха «Лукоморье» и Центральный за монументом «Тыл-фронту». Здесь есть все для комфортного и безопасного отдыха: установлены буйки, организована зона купания для малышей, очищено дно и береговая линия, дежурят медики и спасатели. Последние постоянно патрулируют пляж с берега и воды. Следят, чтобы все дети были в сопровождении взрослых. По пляжу даже на велосипеде не прокатишься: тут же слышен звук свистка, спасатель подает знак, что по берегу можно передвигаться только пешком. А о распитии спиртных напитков и речи быть не может.
— Бывает, конечно, приходят пьяные, иногда даже устраивают дебоши, здесь помощь нам оказывает охранное предприятие, выпроваживая незваных гостей, приезжает и полиция, — говорит спасатель. — Но вот ночью, когда пляж остается без присмотра, судя по бутылкам и мусору, который появляется утром, сюда приходят пьяные компании. В целом, конечно, отдыхающие ведут себя прилично, многие стараются не оставлять мусор на пляже, складывают в пакеты и уносят с собой, даже в урны наши не бросают.
Магнитогорцы, в свою очередь, также довольны организацией отдыха. Говорят, загорать и купаться — одно удовольствие.
— Я очень давно не была на городских пляжах, — говорит Любовь Сергеевна. — Сейчас пришли после многолетнего перерыва первый раз, и здесь мне очень нравится, свежий воздух, чистый пляж. Могу сказать об этом месте только положительное.
Александр Иосифович приехал на Центральный пляж из Ленинского района. Мужчина расположился в беседке, включил старенькое радио, и под музыку Розенбаума принимает солнечные ванны.
— Хотел бы выразить благодарность сотрудникам пляжа, — говорит Александр Иосифович. — Здесь очень прилично, есть все для отдыхающего, мне здесь нравится намного больше, чем на Северном пляже. Здесь только, конечно, хорошо бы калитку открыть со стороны «Тыл-фронту», а то люди сквозь дырку в заборе проходят, не доходят просто до центрального входа.
Несмотря на положительные отклики отдыхающих о городских пляжах, количество тех, кто предпочитает «дикие» по-прежнему не снижается. Однако пока магнитогорцы будут находить аргументы в пользу купания в опасных местах, число утонувших будет только расти.