Но помните, как в той рекламе: «Всё меняется, когда приходит она!» Есть в числе наших магнитогорских кондукторов необычная женщина. Каждый раз, выходя в рейс, она десятки раз искренне желает всем пассажиром доброго дня и приятной поездки. А потому, решая в редакции, кого выбрать очередным героем нашей рубрики «Взгляд изнутри», мы сошлись во мнении, что нам во что бы то ни стало нужно найти именно ЕЁ.
За стеклом
Наступая в сугробы между рельсами, пробираюсь ранним утром к одиноко стоящему зданию. Это диспетчерская трамвайного депо № 2. Там я должна дождаться кондуктора Людмилу Александровну Седову. Её рейс прибывает в 9.11. В запасе у меня ещё около получаса.
Я захожу внутрь диспетчерской. Направо открыта дверь: в помещении две женщины сидят за стойкой. К ним то и дело подходят кондукторы в оранжевых жилетах, чтобы отметиться.
- Девушка, вам кого? - обращается ко мне одна из диспетчеров.
- Кондуктора Людмилу Александровну Седову, - отвечаю я.
- А, Седову, можете подождать её здесь.
Я отхожу в сторонку, устраиваюсь у окна. На улице один за другим из депо к диспетчерской подходят трамвайные вагоны. Кто-то из кондукторов в это время уже ждёт на улице свой трамвай, стоя прямо напротив моего окна. Вагоновожатый открывает дверь, женщина в оранжевом жилете заходит внутрь. Трамвай, стуча колесами, уезжает.
Вдруг мои наблюдения прерывает голос из рации: «Сверим время: восемь часов пятьдесят восемь минут». Я перевожу взгляд на большие электронные часы с зелёными цифрами. Точно такие же висели у нас в школьном коридоре, только, в отличие от часов в диспетчерской, они всегда, как мне казалось, отставали.
Отвожу взгляд, вновь вижу за стеклом трамвай. Чей-то возглас меня заставляется обернуться. Кондуктор в диспетчерской, проходя мимо часов, вдруг кричит: «Эх, пятьдесят восемь!» - и спешно убегает. Вот уже она вскакивает в вагон и уезжает в рейс.
Наконец натикало 9.11. как по мановению волшебной палочки, в диспетчерскую входит Людмила Александровна. Выслушав меня, она удивлённо говорит:
- А что писать о кондукторах? Я билет продала и всё - профессия у нас простая.
«Удачного дня и хорошего настроения!»
Людмилу Александровну Седову знает, наверное, каждый магнитогорец. Тем, кому посчастливилось ехать на работу в компании именно этого кондуктора, обязательно запомнят её. Оказываясь в вагоне, пассажиры слышат вежливый голос Людмилы Александровны:
- Доброе утро, уважаемые пассажиры! Проходите в салон, присаживайтесь! Всем удачного дня и хорошего настроения!
Людмила Александровна, выйдя на пенсию, решила устроиться кондуктором. Уже шесть лет каждый день она бодро приветствует магнитогорцев.
- Вообще у меня педагогическое образование, - рассказывает кондуктор, пока мы идём с ней к вагону. - Недолго я работала в школе учителем немецкого языка, затем 26 лет регистратором на Магнитогорском протезно-ортопедическом предприятии. Сколько помню, у меня всегда было такое отношению к работе, как сейчас.
Трамвай трогается, мы с Людмилой Александровной договариваемся, что будем беседовать по ходу движения, как только у неё появится свободная минутка.
Остановка «Вокзал». Кондуктор меня покидает, ведь заходят первые пассажиры. Звучит, словно песня, традиционное «Доброе утро!». Людмила Александровна, подходя к каждому, отдаёт не только билет, но и заряд хорошего настроения.
- Вы студентка? - спрашивает кондуктор у молодой девушки, та утвердительно кивает головой. - Студенческий с собой? - вновь «да». - Молодец! Пожелаю вам удачного дня и успехов в учёбе!
- А вам, уважаемый пассажир, - обращается Людмила Александровна к пожилой женщине, - здоровья, счастья и всего самого наилучшего!
- Спасибо! Как приятно, вам тоже всего хорошего! - слышится в ответ.
В перерыве Людмила Александровна подходит ко мне. Я только успеваю спросить: «А какие сложности возникают в работе кондуктора?»
- У меня? Никаких! - улыбается Седова и вновь уходит к пассажирам.
Нелегка доля кондуктора
Уже после, когда немного стихает пассажирский поток, Людмила Александровна откровенно рассказывает, что рабочий день кондуктора начинается около пяти часов утра, вставать при этом приходится в три часа ночи.
- Если я выхожу в первую смену, то где-то в 5.10 - 5.20 я должна выехать из депо. Сегодня рабочий день у меня начался в 5.30 — это святой день! - смеётся Седова.
Первая смена длится обычно до 12.00-14.00. Вторая смена начинается днём и заканчивается в 22.00-23.00.
- Бывает, что я выхожу сразу в две смены, чтобы побольше заработать, - делится Людмила Александровна. - Прихожу домой в двенадцать часов ночи, ложусь в час, в три ночи - уже на ногах.
- Вы же почти не спите! - удивляюсь я.
- Мы уже привыкли к такому графику, поэтому вполне высыпаемся.
Не могу не спросить Людмилу Александровну о зарплате. Оказывается, заработок в основном зависит от проданных за месяц билетов.
- Собрать пятьдесят тысяч рублей за тридцать дней — это очень хорошо, - говорит кондуктор. - В прошлом месяце я заболела, продрогла в вагоне, когда были сильные морозы, поэтому успела собрать только 37 тысяч. Девять процентов от суммы идёт нам, плюс сорок процентов от девяти — премия. Ещё начисляются рубли за стаж и уральский коэффициент. Но на последний не стоит особенно рассчитывать: его съедает подоходный налог.
Чтобы сделать приличную кассу, отмечает Людмила Александровна, нужно работать сверхурочно и на прибыльных маршрутах, к примеру, на двадцатке или двадцать четвёртом. Да ещё постоянно давать отпор безбилетникам. В арсенале Седовой самое главное оружие в борьбе с «зайцами» — вежливость.
Остановка «Завенягина». В вагон, качаясь из стороны в сторону, заходит пьяный мужчина и оккупирует ближайшее сиденье.
- Мужчина, что у вас за проезд? - спрашивает Людмила Александровна.
- Ничего! - пассажир отказывается платить.
- Как же так, за проезд нужно заплатить, - спокойно объясняет кондуктор. - Или вы на следующей остановке выходите? - мужчина отрицательно качает головой, его рука что-то начинает искать в кармане куртки, раздаётся звон монет, затем он молча с кажущимся безразличием протягивает деньги Седовой. Оп! «Заяц» попался в сети вежливости!
- Кондуктор должен быть подкованным, уметь разговаривать с людьми, - уже после говорит мне Людмила Александровна.- Нужно найти такой подход к человеку, чтобы не обидеть и чтобы он понял свою неправоту. А скандалить не надо, это плохо.
Трамвай продолжает своё движение. До конечного пункта, в депо №3, мы добираемся без происшествий. Последний пассажир, выходя из вагона, желает кондуктору удачи.
- Я теперь, как вы, желаю всем всего самого-самого, - исчезая за дверями трамвая, говорит пожилая женщина. Седова улыбается и признаётся:
- Несмотря на все трудности, я всё-таки люблю свою работу!
...После общения с Людмилой Александровной, признаюсь, начала по-другому смотреть на профессию кондуктора. Спать меньше пяти часов в день, получать не столь высокую заработную плату, трудиться и в холод, и в жару. На это пойдёт не каждый. Когда узнаёшь изнанку профессии, вдвойне удивляешься неизменно бодрым словам: «Доброе утро, уважаемые пассажиры! Удачного дня вам и хорошего настроения!»