Предупредили заранее — вернемся ночью. Не поверили...
Семь часов утра. Выезжаем съемочной группой. Чем дальше удаляемся от города, тем ниже температура воздуха. Бортовой компьютер показывает отметку — 23 градуса, естественно, минус. Светает. Перед нами открываются утренние башкирские пейзажи. Вокруг горы и лес, укутанные снежным покрывалом. Изредка встречаются деревни. В окнах домов горит свет, а из изб — дым «столбом». Вдалеке от цивилизации, здесь, кажется, кипит своя жизнь.
Через два с половиной часа мы оказываемся на месте. Договорились встретиться с представителями администрации на заправке, которая расположена на повороте в сторону Ассов. Никого. Ждем. А вдруг мы опоздали и начали без нас? Куда дальше ехать - не знаем. Связи нет...
Решили не ждать. Отправились в сторону Ассов. Проехали пару километров. Однако на пути так никто и не встретился. Тишина. Вокруг величавые хвойные красавицы в снежном одеянии и занесенные снегом тропы. Понимаем, что этим утром сюда еще не ступала нога человека. Возвращаемся в условленное место и ждем.
Долго мерзнуть не пришлось. К десяти часам собралась целая команда. Три крана, пять длиномеров, машины сопровождения во главе с Анатолием Павловичем Иваншиным. Полковник милиции в течении нескольких лет следит за безопасностью дорожного движения колонны. Пару часов отнимает оформление документов. Представители районных администраций делятся на группы. Оказывается, они уже знают за какими деревьями и куда пойдут.
- Первые вылазки в лес мы начали в сентябре. Потом еще раза четыре делали «пристрелочные» поездки. Нас даже лесники отпускают, потому что мы уже хорошо выучили лес, - рассказывает заместитель главы администрации Правобережного района Сергей Юрьевич Скарлыгин.
- А нам к кому примкнуть? - спрашиваю у него.
- А вы с Игорем Александровичем Перелыгиным идите. Он больше двадцати лет за елками ездит, - слышу в ответ.
Заместитель главы администрации Ленинского района Игорь Александрович Перелыгин рассказывает как в 90-е годы все началось с того, что на площадках ставили металлические столбы с приваренными трубками. В них помещали привозные маленькие сосенки, где-то по 1-1,5 м. Потом стали привозить цельную сосну и более десяти лет — пихту. Ездили в Белорецкий район. Но учитывая, что лесные условия не позволяют подобраться к елкам, ищут другие поляны, на которые сможет проехать техника. Кто знает, говорит, может через год или два в городе перейдут на искусственные. Очень хлопотно возить новогодние деревья. К слову, стоимость искусственной елки, по словам чиновников, варьируется от 1 до 2 миллионов рублей.
- Представьте, 220 километров только в одну сторону. Сколько техники задействовано. Трасса тяжелая — подъемы, спуски, гололед. Для пихты важны и погодные условия — температура воздуха должна быть не выше 10 градусов. Иначе, ветки будут ломаться. А они очень хрупкие, - рассказывает Игорь Александрович.
- А какой должна быть новогодняя елка? Как вы ее выбираете?
- Слишком большую поставить боимся. Может не выдержать ветряной нагрузки. Самая оптимальная — от 17 до 21 метра.
Первая попытка оказалась не удачной. Путь в чащу замело снегом. Сугробы по колено. Большая вероятность, что даже многотонники здесь не проедут. Едем дальше. Оставляем свою «одиннадцатую» и пересаживаемся в УАЗик. Пять минут пути и мы на поляне. Показывают две высоченные зеленые красавицы — одна для Правобережного района, другая для Орджоникидзевского.
- Сколько метров высота? - спрашиваю у рабочих.
- Пожалуй, все 30.
- Нет, больше.
- Спилим, узнаем.
Подъезд очищают от мелких деревьев. Заезжает кран. Останавливается около елки. Выдвигают стрелу. Теперь надо залезть на дерево и укрепить строп. На это довольно опасное испытание отважился крановщик Радик Мардамшин. Сквозь густые ветки деревьев он вскарабкивается на макушку пихты и крепит строп. Собираемся поговорить со своим героем, как вдруг на нас падает многотонное дерево...
В тот момент, когда включили камеру и микрофон приступили к спиливанию дерева. Даже показалось, что было всего пару прикосновений пилой. Пихта начала заваливаться. Несмотря на то, что она была закреплена тросом, испугались не на шутку.
- Для меня это испытание впервые. Довольно рискованное. В любой момент я мог свалиться с дерева. Лезть было тяжело, сплошные ветки, приходилось выбирать уступы. Хорошо, что я был в теплых варежках: руки не соскальзывали. Что только не сделаешь ради праздника детям, - делится долгожданными впечатлениями крановщик.
Не упустили возможность применить школьные знания. Считаем кольца на пеньке от срубленного дерева — 103 года нашей новогодней красавице.
Пихту аккуратно укладывают на подставку КАМАЗа. В деле задействована целая команда. Руководят процессом и следят, чтобы елка была в целости и сохранности, с минимальными повреждениями. Пока дело делается, греюсь в кабине большегруза. Оператору повезло меньше: нужно «набрать картинку» для сюжета. Начинает смеркаться. Мимо нас уже проехал длиномер с другой елкой. Говорят, и вторую уже срубили и погрузили. А мы ждем, когда завершится операция с нашей. Время к пяти. Нам пора возвращаться.
… Вокруг горы и лес. Проезжаем мимо деревень. Все так же горит свет в домах. Только дым из избы не идет. Через два с половиной часа засверкало множество ярких огней, один за другим проносились автомобили. Вот он родной город.
На следующий день прохожу по скверу около Правобережной администрации. Такая одинокая, величественно возвышается наша гостья. В ближайшее время на ней появятся новогодние игрушки и разноцветные гирлянды. Таких зеленых красавиц привезли пять. Высота каждой около 20 метров. Они будут украшать скверы по проспекту Металлургов, улице Бориса Ручьева, площадь напротив Дворца культуры железнодорожников и площадь Победы на Левом берегу.